Встречаясь с коллективом Чашникской гимназии, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Евгений Глозман вспомнил о временах, когда начинал свой путь в профессию в стенах тогда еще второй школы г. Чашники. Он рассказал, почему трудовое обучение — это важная школьная дисциплина, поделился опытом и ответил на вопросы коллег.
В молодые годы выбор профессиональной стези казался нашему земляку делом случая. А сегодня он уже не может представить свою жизнь другой. Важную роль в этом, как потом поймет Евгений Самуилович, сыграли гены: его родственники по линии мамы работали учителями еще в начале 19-го века.
В 1961-ом за плечами чашникского парня Жени Глозмана были армия и ремесленное училище, где он получил профессию судосборщика-корпусника. Главный усвоенный им урок заключался в простой истине: достичь чего-то значимого в жизни можно лишь своим трудом. Работы Женя не чурался, вернувшись после срочной службы в родной городок, устроился слесарем-сварщиком на льнозавод, параллельно тренируя ребят как инструктор по физическому воспитанию. Здесь его и заметил директор школы, предложивший попробовать свои силы в качестве учителя физкультуры и труда. «Так я попробовал, что остался в профессии на 60 лет», — улыбается Евгений Самуилович.
С ностальгией вспоминает он первые годы преподавания, когда чашникская вторая школа занимала несколько помещений на тогдашней Лепельской улице, в сарае располагалась мастерская. Позже было построено нынешнее светлое и просторное здание, где наш герой сам обустраивал спортзал.
А потом семейные обстоя- тельства привели Евгения Глозмана в Москву, с 1964 по 2021-й он бессменно работал учителем технологии средней школы № 293 им. А. Т. Твардовского. Заочно окончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, преподавал в университете, но со школой не расставался ни разу. Лично создал несколько учебных мастерских, написал ряд вошедших в федеральный образовательный перечень учебников по технологии и постоянно работал с ребятами.
— Урок технологии я считаю главным. Какие бы знания не получил ребенок по остальным предметам, когда он выйдет со школы, в первую очередь должен уметь трудиться, самостоятельно сделать полезную вещь, своими руками произвести ремонт. На занятия всегда прихожу в белом халате, ведь не только знания и навыки, но даже внешний вид воспринимается учениками, — рассказывает Евгений Глозман.
Учитель, полагает Евгений Самуилович, во всем должен быть образцом для подражания. По тому, как ты относишься к своему предмету, будут судить о его значимости твои ученики.
Лучшим подтверждением этих слов служит его собственная семья: по стопам отца пошел сын, избравший педагогику и работающий сегодня директором школы №1412 г. Москвы. Преподают и внучки Евгения Самуиловича. Общий педагогический стаж в их семье с 1813 года составил более 500 лет! Многие из учеников педагога выбрали профессиональный путь вслед за любимым учителем и сегодня сами передают знания и навыки уже следующим поколениям детей.
Главный секрет Евгения Глозмана прост: нужно любить дело, которым занимаешься. Только в этом случае вслед за тобой пойдут другие.
Андрей ШИДЛОВСКИЙ