26.12.2024
Главное

Как обосновались украинские беженцы в Беларуси и чем они отличаются от тех, кто уехал в Евросоюз

  • 1 мая, 2022
  • 1 min read
Как обосновались украинские беженцы в Беларуси  и чем они отличаются от тех, кто уехал в Евросоюз

Беларусь протягивает руку простым украинцам.
Так было всегда.
Как бы ни пытались поссориться с нами «незалежные»  руководители, какие бы козни ни строили нашей стране, наши народы все равно остаются братскими.
Сотни тысяч человек спаслись у нас от войны в Донбассе.
Прибывают к нам и сейчас. Вашему вниманию — монологи конкретных семей и комментарии экспертов.

Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Нам война не нужна в Украине. Потому что мы очень от этого страдаем. 160 тысяч беженцев сегодня с Украины находятся на территории Беларуси. И вы имейте в виду, что мы этим украинским гражданам предоставили равные права с гражданами Беларуси. И в приоритетном порядке мы их трудоустроили. Мы в детские сады, ясли отправили их детей, в школы за бесплатно их детей, которые достигли школьного возраста. Они имеют право поступать в любые наши вузы на условиях граждан Беларуси. То есть мы отнеслись к ним по-человечески, мы понимали, что люди попали в беду. И вы должны знать, что с нашей земли, с нашей территории угрозы Украине никогда не было и не будет.

На встрече с заместителем помощника
министра обороны США Майклом Карпентером, 30.03.2016.

— У нас создается ситуация в плане напряжения еще и беженцами из Украины. Пошли люди из Украины. Притом это бедные люди. Это не на мерседесах. На велосипедах, пешком идут рожать к нам; детишек, стариков ведут к нам на территорию… Я попрошу, чтобы прежде всего брестский губернатор и гомельский (они держат это на контроле). Еще раз надо им предложить, если не хватит мест там у них в санаториях и так далее (они заняты сегодня), чтобы мы могли принять этих бедных людей. Это бедные люди, которые по трое суток, по неделе вообще ничего не ели. И детки голодные.

На совещании с руководством
Министерства обороны, 10.03.2022.

Вынужденные переселенцы из Украины рассказывают,
как их приняла Беларусь

Заместитель директора санатория «Ченки» Николай Венгер
беседует с беженцами из Бородянки.

ИСТОРИЯ № 1

Супруги Дарья и Виктор, беженцы из поселка Бородянка Киевской области:
— Когда стреляют — это страшно. За детей страшно. Никогда не думали, что на нашем веку придется бежать из родных домов под обстрелами и взрывами. Живем в гомельском санатории «Ченки» уже около месяца. Первые впечатления — тишина и радость. Наши дети с начала боев даже печенья не видели, а здесь прямо на границе им сок, сладости дали. А от уровня гостеприимства в санатории у нас легкий шок. Через пару дней после приезда организовали в интернете группу помощи таким же, как мы, беженцам во всех здравницах. Знали бы вы, какой поток желающих помочь к нам хлынул уже на следующий день! Спасибо директору санатория — он первую неделю жил на работе и решал все наши вопросы 24 часа в сутки. Кормят так, что мы и поправиться успели. Нет проблем и с медобслуживанием. У ребенка появилась небольшая сыпь — нас свозили в больницу, бесплатно дали мазь и таблетки. Недавно сотрудники Красного Креста привезли все необходимое. А на днях встретили из роддома землячку. Это первый новорожденный украинец в санатории.
Работать хотим. Знакомимся с вакансиями, выезжаем в хозяйства. Огромное спасибо белорусам — не нуждаемся ни в чем…


ИСТОРИЯ № 2

Станислав из поселка Гостомель Киевской области:
— Приехал в санаторий «Ченки» 17 марта. Воспользовался гуманитарным коридором, потому в пути трудностей не испытывал. Российские военные даже сигаретами угощали. В Беларуси нас сразу направили в палаточный пункт. Спасибо Красному Кресту — встретил на границе, накормил, дал в дорогу еды. В санатории тоже первым делом отвели в столовую. Уже на следующий день нас одели и обули, причем не в обноски. Вопросы по здоровью решаются оперативно — давление измерить, лекарства получить, я у стоматолога побывал в Гомеле. Да и сама атмосфера здесь изумительная. В целом нет никакого разделения на белорусов, русских, украинцев. Занимаюсь поиском работы. Всю жизнь трудился слесарем на заводах. Готов работать и здесь. Если удастся найти вакансию по специальности, буду рад.

Станислав

До сих пор с содроганием вспоминаю, как начинались боевые действия. Сердце болит за все, что происходит. В Беларуси уже немного пришел в себя. По-новому начинаешь ценить такие привычные раньше вещи, как тишина.


ЦИФРА
В декабре прошлого года подписан первый указ, по которому 448 украинцев получили гражданство Беларуси, а в конце года к ним присоединились 380 человек. В марте Александр Лукашенко сделал белорусскими гражданами еще 418 бывших жителей Украины, из которых 103 были несовершеннолетними. Всего же на конец марта гражданство Беларуси оформили 1494 украинца, а еще 1579 получили белорусский паспорт «в регистрационном порядке».

 


ИСТОРИЯ № 3

Марина Павленко приехала из г. Изюм Харьковской области:
— Беларусь радушная. И на границе, и в Шумилино нас принимают хорошо. Я — медсестра, муж — пожарный. Конечно, хотим трудиться тут по специальности. Были уже в больнице, в МЧС, везде к нам по-доброму и с понимаем отнеслись. Узнаем, как легализоваться, и будем устраиваться на работу.

Марина Павленко (слева) со своими близкими.

Мы здесь выспались в тишине и хлеба наелись. У нас магазины не работают. Спасал собственный дом — картошка, закатки, запасы крупы. Там мертвый город. Все разбито, разворовано. Посидели в подвале и поняли, что бессмысленно. Нет ни воды, ни газа, ни света. Хорошо, что в ста метрах от дома речка. Можно было воды принести, обмыться, постирать. Сын у нас и так замкнутый, молчаливый. А тут…
Вроде и не такой уже маленький, 15 лет, виду не показывает, не плачет, но все равно страшно. Мы в Шумилино уже договорились, чтобы с ним психолог поработал. Решили, что 1 сентября он снова пойдет в 9-й класс, потому что в Украине почти не учился. Тут все четко организовано. С нами работают и миграционная служба, и Красный Крест. Куда бы ни обратились, везде помогают.


КОММЕНТИРУЮТ ЭКСПЕРТЫ
Поведение украинских беженцев в Евросоюзе тем временем заставило рядовых европейцев широко раскрыть глаза. В них лишь недоуменный вопрос и даже замешательство: что они творят? Типичная история: рьяные представители нашей южной соседки начали избивать латышей за то, что те с ними осмелились поговорить на русском языке… Перебравшиеся в Польшу лишь посмеялись над требованием трудоустроиться… В общем, ведут себя как дома. Мало того, стали этаким инструментом распространения нацизма на Западе. Заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии наук Николай Щёкин лишь подмечает, что европейцы сами взрастили этот националистический украинский мир, поэтому, как говорится, будьте любезны — получите «ответочку»:


— Кто в основном выехал из Украины? «Идеологи», которые взращивали и поддерживали национализм в Украине и расизм, материально подпитывая его. Они бежали от власти, которая сегодня есть, предали ее. Они перешли на другую сторону искать лучшей жизни. Но ведь замашки остались те же, националистические. Они не терпят никакого другого демократического мнения. То, что было в Украине и скрывалось 8 лет, даже 30 лет, теперь вылезло в европейских странах. А там это скрыть невозможно.
В Беларусь приезжают украинцы-работяги, от земли, которые готовы принять белорусское гражданство, разделяют наши ценности и готовы работать на благо своей второй родины. Они воспринимают Беларусь как вторую родину, и мы им за это должны быть благодарны. Это и трудовые ресурсы, и довольно компетентные люди, просто обездоленные. У тех, кто приезжает в Беларусь, забрали родину, а те, кто выехал в Европу, отказались от родины. В этом вся большая разница.

У нас нашим соседям комфортно, а вот в Евросоюзе той самой обещанной «европейской» сказки, о которой мечтали долгие годы, беглые украинцы так и не прочувствовали. Поддались на обещания — и разочаровались. Мало того, уже возвращаются обратно к себе в страну. И причин, анализирует политолог Юрий Шевцов в своем телеграм-канале, для этого предостаточно:

— Цена жизни, сложности с поиском жилья и работы, сложности в адаптации и отсутствие внятных программ интеграции в общество… Многие люди уезжали из относительно безопасных (по меркам войны) городов, вроде Киева, где сейчас уже полным ходом возвращается повседневная жизнь, так как зона боевых действий сместилась в Донбасс.
К слову, в эту же группу можно включить и тех, кто уезжал из регионов, где боевых действий не было вовсе. Понимая, что сейчас наилучший момент, чтобы покинуть страну и попытаться устроить новую жизнь в Европе. Особенно с учетом определенных льгот, которые украинские граждане могли получить. Многие из них все-таки смогут освоиться в новых для себя странах, особенно молодежь.

Дмитрий УМПИРОВИЧ.
Дмитрий БОЯРЧУК.
Елена АЛИМОВА.

 

Поделиться в: