Организационные и правовые основы охранной деятельности в нашей стране регулируются Законом от 08.11.2006 года №175-3 «Об охранной деятельности в Республике Беларусь». Данный документ регламентирует деятельность государственных органов и иных организаций по охране физических лиц, а также охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны.
К средствам охраны индивидуального пользования относятся охранные сигнально-противоугонные системы автотранспортных средств, то есть попросту «сигнализации», инженерно-технические средства защиты (двери, люки, решетки, ставни, жалюзи, замки, запирающие устройства, сейфы, хранилища ценностей, механические ограждения и иные средства).
Документ определяет такие понятия, как «пропускной» и «внутриобъектовый» режимы, дает четкое определение и понятия охраны как объектов, так и субъектов- физических лиц,- мероприятий по обеспечению защиты охраняемых объектов, физических лиц от противоправных посягательств.
Согласно главы 37 Положения «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь №450 от 01.09.2010 года, проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны лицензируются.
При этом индивидуальные предприниматели не наделены правом на получение лицензий и осуществление указанных работ. Для того, чтобы заняться охранным видом деятельности, ИП придется зарегистрироваться в качестве юридического лица.
Наиболее востребованными видами деятельности являются проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.
К техническим системам охраны относятся телевизионные системы видеонаблюдения, каждая из которых является комплексом объединенных линиями связи технических средств, предназначенных для видеонаблюдения за состоянием охраняемого объекта (его части), а так же видеозаписи или подачи сигнала тревоги при изменении ситуации на нем.
К работам по монтажу и наладке, а также выполнению технического обслуживания телевизионных систем видеонаблюдения допускаются организации и предприятия, имеющие лицензии, дающие право на ведение данного вида деятельности (проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны). Соответственно, установка систем видеонаблюдения и контроля управления доступом должна осуществляться организациями, имеющими лицензии.
За осуществление данной деятельности без наличия специального разрешения (лицензии) на охранную деятельность в соответствии со ст. 24.37 административного кодекса Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность в виде штраф до 100 базовых величин.
Приведу простой пример: ОАО решило открыть торговый объект или производственную базу, и чтобы обеспечить сохранность своего имущества, решило пригласить «специалистов» по установке охранной сигнализации и видеонаблюдения, как обычно бывает, по совету каких либо друзей или знакомых, найдя их по интернету. Эти люди устанавливают охранную сигнализацию, систему видеонаблюдения на объекте, не имея, как правило, согласно законодательства ничего (проекта, технических паспортов на охранные извещатели), блокируя тактически не грамотно уязвимые места (в нужный момент сигнализация просто не сработает и будет совершена кража) и соответственно искусственно завышают объемы выполненных работ (где можно установить один извещатель устанавливают 2 или 3) и не имея на это вообще, как говорится права, т.е. специального разрешения (лицензии) на охранную деятельность, в части производства работ по проектированию, монтаже, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны, тем самым грубо нарушает законодательство о лицензировании и за такие монтажи и наладки «горе специалист» в области охранной деятельности рискует быть привлеченным к административной ответственности.
А.В.Малаховский, начальник Чашникского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь майор милиции