Инвестиционный стимул
Сегодня область, как и страна в целом, вступила в период жестких бюджетных ограничений, когда предстоит мобилизовать все ресурсы и резервы для возвращения на траекторию роста экономики. И в таких условиях, когда перегрузка текущими проблемами порой не оставляет ни сил, ни времени для стратегических действий, важно не скатываться к упрощению ситуации, не бояться сложных решений и ответственности за их последствия. За разъяснениями особенностей применения концессионных механизмов и с просьбой оценить перспективы использования нового инструмента привлечения инвестиций “Витебские вести” обратились к директору фонда “Витебскоблимущество” Михаилу Павлючкову. Возможно, сегодняшний разговор простимулирует интерес местных властей к новым возможностям инвестирования в экономику регионов, считает Михаил Михайлович.
Законодательный аспект
В гражданском праве концессия (от лат. “concessio” – “разрешение”, “уступка”) определяется как форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания такового. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования, охраняемой коммерческой информации, товарного знака. Выплата вознаграждения производится в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, либо процентов от выручки, наценки на оптовую цену товара или в другой форме, установленной договором.
В Беларуси основным документом, регулирующим данные отношения, является Закон от 12 июля 2013 года “О концессиях”. Он определяет концессию как основанное на договоре право владения и пользование объектом, находящимся только в собственности государства, или право на осуществление вида деятельности, на который распространяется исключительное право государства. Специфика в том, что объект остается в собственности государства, частный инвестор не сможет использовать его, например, в качестве залога при привлечении кредита. В соответствии с законодательством концессионные договоры могут быть трех видов – полный концессионный договор, о разделе продукции и об оказании услуг (выполнении работ). Они заключаются на срок до 99 лет. По каждому конкретному объекту могут предлагаться разные сроки и индивидуальные условия передачи в концессию, все это предстоит отрабатывать с учетом различных факторов и аспектов.
Местные Советы депутатов утверждают перечень по объектам концессии административно-территориальных единиц, определяют по ним вид концессионного договора и способ выбора концессионера (как правило, это открытые или закрытые конкурсы (аукционы)), а также порядок определения стартового размера разового платежа по объектам концессии. Проект первого перечня по объектам концессии Витебской области, сформированный как местными властями, так и организациями и инвесторами, должен быть внесен в облсовет не позднее 1 апреля. Концессионными органами, уполномоченными на заключение соответствующих договоров по таким объектам и разработку проектов основных условий соглашений, выступают местные исполкомы.
Практическая сторона
До недавнего времени в Беларуси для передачи в концессию предлагались только место рождения природных ископаемых. В утвержденный Президентом Беларуси пока единственный такой перечень объектов вошли и три участка на Витебщине. Так, месторождение глины “Курополье” в Поставском районе (предварительно оцененные запасы составляют 69,5 млн куб. м) планируется к передаче в концессию на 22 года. Здесь концессионеру предлагается произвести детальную разведку и последующую разработку. Еще по одному месторождению глины в Поставском районе (“Голбица”) срок действия концессионного договора для добычи полезного ископае- мого установлен на 20 лет. На данном объекте детальная разведка уже произведена. Промышленные запасы глины составляют почти 12 млн куб. м. Третьим включенным в перечень участком является месторождение песка и песчано-гравийного материала “Улесье” в Докшицком районе. Его общие предварительно оцененные запасы составляют 175,6 млн куб. м.
Помимо этих минерально-сырьевых ресурсов, Витебщина богата торфом (геологические запасы оцениваются в более 1 млрд т), доломитом, есть значительные запасы сапропеля, минеральных вод. Кроме того, в концессионные отношения могут быть вовлечены земельные, водные и лесные ресурсы, составляющие основу для развития экспортного потенциала региона.
Стоит добавить, что в 2014 году Министерство транспорта выступило с инициативой передать в концессию несколько автодорог, в том числе М3 Минск- Витебск. В данном случае концессионер обязуется провести реконструкцию автотрассы и в последующем ее эксплуатировать в течение 20 лет, взимая за это соответствующую плату и тем самым возвращая затраты. Впрочем, инициатива пока не реализована.
Конечно, специалистам предстоит тщательно прорабатывать процедурные вопросы сдачи объектов в концессию, так как от того, насколько детально прописаны права и обязанности сторон, зависит успешность проекта. Тем более что аналогичная практика пока небольшая, в том числе в странах постсоветского пространства. Концессионные механизмы применяются в России, Казахстане, Украине. По данным Минэкономразвития России на 2013 год, в стране действовало почти 80 концессионных соглашений, общий объем частных вложений по которым оценивался в сумму свыше 300 млрд российских рублей. Чаще всего в концессию там передаются автодороги, около трети проектов реализуются в сфере социальной инфраструктуры (медицина, культура и образование, спорт и туризм), причем основная часть из этого числа относится к здравоохранению. В ряде регионов объявлены конкурсы на строительство по концессии детских дошкольных учреждений, хотя чаще проекты подразумевают реконструкцию, а не возведение объектов с нуля. Еще один тренд – российские власти активирует развитие государственных региональных аэропортов, при этом намерены шире внедрять концессионный механизм, привлекая на этой основе частный капитал.
Исторический взгляд
В мировой экономике применение концессии в качестве инвестиционного инструмента имеет многолетний опыт. Достаточно сказать, что такая форма договора активно использовалась в 1920-е годы в СССР, что позволило поднять экономику после революции и гражданской войны. Как свидетельствуют данные Минэкономразвития России, к концу 1927 года концессионные предприятия производили 40% марганца, 35% золота, 12% меди, около 22% готового платья от общего объема производства страны. Концессии в этот период получили развитие и в сфере городского хозяйства России.
Витебский трамвай, известный как один из старейших на территории бывшей Российской империи, был запущен также благодаря реализации именно концессионного договора. В сентябре 1895 года в городскую управу Витебска поступило прошение от представителя французского инвестора Фернана Гильона с проектом договора концессии на устройство и эксплуатацию в городе электрической железной дороги (трамвая) со всеми к ней принадлежностями и подвижным составом. Документ, подписанный в феврале 1896 года, предусматривал передачу прав на эксплуатацию нового для того времени вида транспорта на срок до 40 лет. 18 июня 1898 года по улицам Витебска пошли первые трамваи.
В середине XIX века на территории белорусских губерний был реализован крупный инвестиционный проект с участием английского капитала. Лондонские банкиры Гешин и Фрюлинг, входившие в ближайшее окружение британской королевы Виктории, построили Динабурго-Витебскую железную дорогу. В проект были инвестированы собственные средства банкиров и привлеченные капиталы английских лордов и промышленников с Британских островов. С англичанами был заключен ряд концессионных договоров. Для оперативного управления проектом было создано Общество Динабурго-Витебской железной дороги, которому предоставили значительные льготы. Так, концессионер получил 5-процентную гарантию на акционерный капитал, на основании которой ежегодно правительство обязывалось направлять определенные денежные средства на ее обеспечение. Эта гарантия действовала в течение всего срока концессионного договора до 1951 года, но при этом в документе была сделана оговорка, что через 40 лет с начала регулярного железнодорожного сообщения государство может выкупить дорогу. Протяженность пути, состоявшего из двух участков – Витебско-Динабургского и Полоцко-Витебского, составляла 244 версты (267 км). Первый участок был сдан в эксплуатацию в мае, второй – в октябре 1866 года. К слову, в истории Российской империи эта магистраль стала единственным примером частной железной дороги, владельцем которой являлась иностранная компания.
Сергей АНТОНОВ.
(По материалам
«Витебских вестей»)