Далекая и близкая Ольга Сахарова

Ее произведений не знают в Беларуси, хоть все они — на родном языке. На стендах, где представлено литературное созвездие Чашниччины, нет ее имени и портрета, хоть рождена и крещена в чашникской деревне. Лишь в редких энциклопедических справочниках можно встретить упоминание о писательнице Ольге Никонович Сахаровой, которая появилась на свет в Казановке в 1884-м году. Биография дочери священника, жены сына священника не вписывалась в эпоху крушения церквей, атеистических проповедей.
… Счастливее года, чем 1884 й, старшие Никоновичи не могли припомнить. Господь послал им долгожданное дитя. Ольга была единственным ребенком в семье отца Федора. С дочерью родители связывали самые лучшие надежды. А девочка на радость родителям росла умницей и красавицей. Ей исполнилось, 13, когда казановского священнослужителя перевели в Люцин. Покидая родные места, Ольга увозила с собой тепло чашникской глубинки, память о земляках, любовь к языку и культуре края. Через несколько лет она закончит Полоцкую гимназию и судьба уготовит ей миссию проводника белорусской культуры в прибалтийской глубинке.

Первое место работы — учительница приходской школы для девочек г. Люцин (сейчас Лудза, Латвия). Впереди — судьбоносная встреча. Ольга знакомится с учителем Люцинского городского училища Сергеем Сахаровым. Знакомый также из семьи священника. Успел окончить Витебскую духовную семинарию. В период учебы проявил огромный интерес и показал прекрасные знания по историческим дисциплинам. Руководство семинарии направляет выпускника не в духовное учреждение, а в распоряжение директора народных училищ Витебской губернии, где тот был «приговорен» к Люцину.
Так в Люцине (в то время относился к Витебской губернии) пересекаются жизненные дороги Ольги и Сергея. Через два года после знакомства молодые решили пожениться. Выбор дочери родители одобрили. Сахаровой Ольга стала в 1905-м году. Через два года молодая семья переедет в Тарту. В последующем придется неоднократно менять место жительства: Витебск, снова Тарту, Пинск. В 1917-м Сахаровы возвращаются в Люцин, где мужу предложили место директора русской гимназии. Ольга будет руководить частным дошкольным учреждением, активно участвуя в жизни белорусской общины. Она оказывает большую помощь супругу в сборе белорусского фольклора. С переездом в Люцин активно занимается литературной деятельностью. Она пишет инсценировки для воспитанников своего дошкольного учреждения.
По мотивам поэмы Янки Купалы «Сон на кургане» Ольга создает сказочную феерию «На Полацкім замчышчы». Музыку к ней написал композитор Константин Галговский. Постановка имела большой успех. Тепло встречена и пьеса о деревенской жизни нашей землячки «Птушкі на волі». Последняя очень напоминает «Павлінку». Далее следуют «Маладыя пабегі», «Ліст да прэзідэнта», «Аксюткіна ёлка». Ольга Федоровна пробует себя и в поэзии. В Литве выйдет сборник ее стихов «Водгукі сэрца». Некоторые произведения Ольги Никонович остались в рукописях. На родине лишь в 2015-м году вышел том избранных произведений Ольги и Сергея Сахаровых.
Жизненный путь белорусских интеллигентов в Прибалтике не был усыпан розами. Сменялись правители, границы, гремели революции, войны. Семье Сахаровых, в которой подрастало трое детей, приходилось часто переезжать. Витебск, Тарту, Бобруйск, Люцин, Рига, Даугавпилс… Сергей Сахаров успевает закончить юридический факультет Тартусского университета, его стремление к самообразованию всячески поддерживает жена. Получив юридическое образование, работает в Витебске в Казенной палате. В перерывах между работой успевает собирать фольклор, писать статьи для местной прессы, накапливать материалы по истории православия в Латвии. Выпущенная впоследствии книга и сегодня является основным источником информации о православных храмах Латгалии начала 40-х.
И вот в судьбе Сахарова снова Прибалтика, педагогическая работа. В профессиональной деятельности органично сочетаются журналистика, образование, исследовательская работа на благо церкви, депутатская деятельность по защите интересов местных белорусов, которая вызывает неудовольствие власти.
Вторую мировую Сахаровы встречают в Риге. Горечь от нашествия фашистов усугубляет личная трагедия: умирает старшая дочь. Ольга не смогла пережить утраты. Ее не стало в 1943-м.
Судьба Сахаровых еще одно подтверждение того, какими непростыми были судьбы белорусской интеллигенции 20-го столетия вдали от родины и на ее просторах.
Ирина ТОРБИНА