О судьбе единственной коренной жительницы деревни Космыри

Затерявшаяся в лесу деревенька еще есть на карте района, значит, жива, значит, приезжают туда по выходным дети и внуки, течет размеренная жизнь.
Единственная коренная жительница Космырей – Фёкла Петрашко. Здесь жили ее родители, тут она родилась и выросла. И честно признается, что ни на что бы не променяла свою родную деревню. Бывает у детей в областном центре, да и раньше посещала большие города, была в Москве. Но только думала всегда, чтобы скорее домой добраться. Городской шум, суета не для нее.
В этом году встречает Фёкла Петровна свою 85-ю весну. С горечью вспоминает военное время. И хоть была она совсем маленькой, детская память запечатлела некоторые эпизоды, Отец ушел в партизаны, и только по случайности жена и дети не пострадали от фашистской расправы. Рассказывает Фёкла, что сосед полицай знал, где находится глава семьи, но не выдал. Это спасло жизнь. Сожгли немцы все деревни вокруг – Шипули, Новосёлки, Богданово. Этот факт нигде документально не упоминается, возможно, поэтому нет этих населенных пунктов в списке сожженных. Но старожилы помнят о них. Собирались фашисты сделать то же самое и с Космырями, согнали уже людей, но тут приехал какой-то высокий чин, в спешке собрались все его подчиненные и уехали.
– Так Бог уберег нашу деревню от уничтожения, – вспоминает сельчанка. – Но столько страху все натерпелись, не передать.
После войны жизнь стала потихоньку налаживаться, дети начали учиться. Нашей собеседнице в пятый класс приходилось в школу ходить за семь километров. Это не пугало. Дети радовались возможности получать знания. С четырнадцати лет трудилась в колхозе, помогала матери, после – стала рабо-
тать сама.
– Так женщинам тяжело было после войны, огромная часть мужских обязанностей легла на их плечи, – продолжает Фёкла Петровна. – Я работала в хозяйстве разнорабочей. Мешки таскала на себе, трудилась не покладая рук. И не одна я, все так.
Рано осталась без мужа, пришлось одной поднимать трех дочерей. Хорошо, родители рядом были, помогали, чем могли. Теперь уже и внуки взрослые, есть правнуки. Все с удовольствием проводят в деревне свободное время. Часто посещают лес, ведь для сельчан это – второй дом. Они знают его законы, уважают их. И эта деревня не обделена природными богатствами. Фёкла Петрашко – знатный любитель тихой охоты. Первый гриб и первая ягода – всегда в ее лукошке.
Сейчас на окнах идет в рост рассада на перцы и томаты. Скоро привычные огородные хлопоты. И хоть помогают дочери, все же старается не отставать и хозяйка. Не может она сидеть без дела. Привыкла всю жизнь работать, поэтому и считает, что активное долголетие только в позитивном настрое и труде.
Наталия ШИРКО