Первая чашникская школа – это, можно сказать, история в лицах
Четыре выпускника – Герои Советского Союза, многие педагоги прошли Великую Отечественную войну.
Михаил Сидорович Мартинович, бывший фронтовик, стал ее директором в послевоенное время. В школьном музее боевой славы установлен стенд с фотографиями учителей участников войны. Воспоминания Василия Григорьевича Зимницкого, учителя математики, на сегодняшний день являются уникальными по своему содержанию и исторической ценности.
– Как пишет в своих воспоминаниях Василий Григорьевич, – летом 1943 года, бригада «Дубова» разделилась на две – Лепельскую, имени И. В. Сталина (командир В. Е. Лобанок) и Чашникскую – «Дубова» (командир Ф. Ф. Дубровский).
По приказу командования Василий Зимницкий был зачислен в минометный расчет бригады «Дубова».
– В начале сентября 1943 года разведка доложила, что по дороге Черея-Лукомль-Чашники движется большой обоз с немцами, полицаями, гражданским населением. Колонну сопровождали два немецких танка. По боевой тревоге были срочно высланы наперехват немцев боевые отряды из бригады «Дубова», – отмечает педагог-фронтовик. – Партизанские отряды встретили немцев пулеметно-автоматным огнем. Три пушки и миномет с расчетами были срочно переброшены на возвышенность у д. Плавники и прямой наводкой поражали продвигающуюся немецкую колонну. Подбили один танк, который обстреливал огнем передовые партизанские подразделения и позиции расположения пушек и миномета. Командование приказало нам сменить огневые точки. Артиллерия была срочно переброшена к д. Борец (около д. Почаевичи). Здесь завязалась ожесточенная схватка.
В ходе боя Василий Григорьевич получил тяжелое ранение в грудь и правое бедро, потерял сознание. Оказав бойцу первую помощь, его перевезли в д. Щуровка, а затем в д. Московская Гора. Вместе с другими тяжелоранеными он был срочно эвакуирован в партизанский госпиталь, который находился в д. Гута, недалеко от партизанского аэродрома. Погрузив раненых на повозки, сопровождающие повезли их по болотам, из Чашникского района в Ушачский, в обход немецких гарнизонов. Только на вторые сутки раненых доставили в госпиталь д. Гута, где врач К. П. Чепик и медсестра Е. С. Лемеш обработали раны. А на следующую ночь Василия Зимницкого на самолете «У-2» с двумя другими ранеными переправили на Большую Землю. Этот эпизод также отмечен партизаном:
– Когда мы приземлились за линией фронта, в Смоленской области, была слышна канонада. Летчику сказали, что в самолете посечены пулями и осколками все крылья и фюзеляж, и сейчас подняться снова в воздух на нем нельзя. А в прифронтовом медсанбате узнал, что наш самолет, перелетая линию фронта, был обстрелян зенитным огнем. Проскочить опасную зону незамеченными не удалось, по небу стали шарить лучи прожекторов. Снаряды рвались так близко, что было слышно, как осколки стучат по металлической обшивке фюзеляжа. Летчик сделал несколько виражей, и нам как-то удалось вырваться из зоны зенитного огня. Спас опыт.
Но с какой теплотой автор вспоминает всех, кто встречался ему в пути. Начиная от бойцов на поле боя, медиков, и до деревенских женщин, что руками поддерживали повозку для меньшей тряски. Кто-то даже принес подушку под голову. Благодаря усилиям многих людей, партизаны были спасены. К сожалению, много их погибло в сражении, а кто-то умер от ран. И это только жизненный эпизод из фронтового прошлого одного человека. Однако, и он показывает, насколько люди действовали сплоченно и слаженно не только в бою, но и при спасении и эвакуации раненых.
Василий Григорьевич после войны долго трудился в первой чашникской школе, преподавал такой нужный и важный предмет, но всегда помнил о том, какой ценой досталась нам победа и как ему повезло выжить в том огненном военном вихре.
Наталия ШИРКО