Великая Отечественная война разлучила миллионы семей в Советском Союзе. Тогда только почта помогала жителям огромной страны поддерживать связь друг с другом. С фронта приходили письма, которые сегодня являются ценными реликвиями.
Бережно хранятся пожелтевшие от времени весточки из прошлого и в семье Дробыш. Пусть архив не совсем большой – три письма, похоронка и пару фотографий, но он помогает узнавать и помнить наше прошлое.
– Когда началась война, семья моей жены была в Украине. Ее отец, Петр Егорович Пляц, был отправлен на передовую. В тот непростой период его жена с дочкой Аллой, которая родилась накануне, в мае 1941-го, оказались в сложном положении, – вспоминает давнишнюю историю Николай Дробыш. – Война заставила их эвакуироваться в далекую Фергану.
3 июля 1941 года Петр написал семье свое первое письмо. «Здравствуй дорогая жена и дочь. Горячий боевой вам привет с пожеланиями всего хорошего. Я жив и здоров…». Та самая короткая фраза «Я жив и здоров» каждый раз читалась с облегчением. А однажды семья дождалась не весточку, написанную советским солдатом, а справку о том, что лейтенант Петр Егорович Пляц 25 июля 1941 года погиб в воздушном бою смертью храбрых.
– Тот бой случился над Белой Церковью. Когда самолет сбили, на земле уже ждали немцы. Экипаж разбросало в разные стороны. Выжил только Петр Егорович. Как ему это удалось, не знаю, — продолжает рассказ Николай Титович. — После падения его сразу стали преследовать мотоциклисты, Петр Егорович смог убить одного из них и воспользоваться техникой, чтобы сбежать. Топлива хватило доехать только до ближайшего поля, где работали жнеи. Они спрятали его в снопы, а позже помогли добраться до партизан. Через время летчик продолжил служить в авиации до конца Великой Отечественной. Всю войну об этом не знали его родные, ведь похоронка была последней весточкой.
В 1945 году, когда самые страшные годы были позади, супруга с дочерью ехали из Ферганы в Москву. Одной из остановок был вокзал в Харькове, где через радиоузел семью Пляц попросили зайти в приемную к дежурному. Там и случилась заветная встреча, которую не могли предвидеть даже в самых смелых мечтах, с «погибшим» мужем и отцом Петром Егоровичем. На родину Петра в Толочин семья вернулась в полном составе. А позже его направили работать в Смольянцы. Там семья и обжилась: построили дом, растили детей.
– Эту историю я слышал всего раз, когда приехал знакомиться с родителями будущей супруги Аллы. Награжден был мой тесть и орденом Красной Звезды, и медалей много было, только не сохранил он это все, к сожалению, – подчеркнул Николай Титович. – А через время перешел ко мне и этот небольшой архив, который храню до сих пор. Ведь стоит только прикоснуться к этим пожелтевшим от времени листочкам, вся суровая правда о войне встает между строчек.
Дарья Петрова
Нужно общаться с молодежью в простой, доступной, неформальной обстановке, заявил председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко.В…
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с руководителем и координаторами инициативной группы заявил, что для…
Новые полномочия председателей райисполкомов, направленные на повышение их статуса и усиление их роли в развитии…
В рамках медиапроекта «ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ», посвященного выборам Президента Республики Беларусь, своим мнением о предстоящей электоральной…
Президентом Беларуси Александром Лукашенко помилованы еще 32 лица, осужденных за совершение экстремистских преступлений. Об этом…
Проект указа, направленный на повышение статуса председателей районных исполнительных комитетов в целях усиления их роли…