Из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС многие населенные пункты, находившиеся рядом со станцией, стали непригодными для жизни. Новое место жительства переселенцы искали по всему Советскому Союзу, чтобы начать жизнь с нуля. Историей своей семьи, оставившей родной дом и перебравшейся в Чашники, с нами поделился уроженец Брагина Сергей Петрович Иваненко.
Сергей Петрович, как многие другие жители чернобыльской зоны, пережил страшные события. Сегодня, спустя 38 лет, воспоминания о тех днях остаются в его памяти живыми и яркими.
В год, когда случилась авария на ЧАЭС, мужчина со своей женой и недавно родившимся сыном жил в Брагине. Все шло своим чередом, и никто не думал, что может измениться привычный уклад.
– Хорошо помню 1986-й, демонстрацию по случаю 1 Мая, когда мы еще не знали, катастрофа какого масштаба произошла под боком. Примерно неделю мы жили в неведении, ведь первые официальные сообщения появились позже, – вспоминает Сергей Петрович. – А 9 мая началась настоящая суматоха. Приехало много автобусов, первым делом увозили детей и женщин с грудничками, никто не знал куда. Только потом стало ясно, что увозили их в санатории.
Мужчина тогда сразу решил, что незамедлительно нужно отправить жену с ребенком к родственникам в Светлогорск. Сам остался в Брагине.
– Работал в то время в местном ДРСУ, – продолжает рассказ собеседник. – Нас попросили развозить милиционеров по 30-километровой зоне отчуждения, они там охраняли деревни. Помню, приезжаем в д. Малейки, а там нет ни одного человека, одни коты и собаки. Не с кем было поговорить, милиционер сидел один в сельисполкоме. Позже приехали солдаты, развернули военные палатки в лесу за городом, а потом начали проверять дозиметрами дома. На дорогах выставили посты, чтобы в зону отчуждения можно было проехать только по пропуску.
Солдаты проверяли радиацию у каждого дома в округе. Если она превышала норму, то дом подлежал сносу. Приезжали на самосвале, сносили и закапывали их. Такие вопросы решались незамедлительно. Также вскапывали лопатой вручную каждый участочек земли.
– В Чашники решили переехать, потому что у меня жил здесь друг в Варках, с которым мы вместе учились, – объясняет Сергей. – Его тесть предложил пойти мне на ПМК-26, так я и сделал. От организации дали общежитие квартирного типа, куда я и привез жену с ребеночком в сентябре 1986. Вскоре жилье приватизировали. А в Брагин ездим каждый год на Радуницу.
Сергей Петрович сделал все, чтобы встать на ноги после трагедии, чтобы быть счастливым на новом месте и в новых условиях жизни. Теперь он знает, что любое обстоятельство можно победить, сделав родным то место, где живет твоя семья.
Дарья ПЕТРОВА
Ноябрь подходит к концу, а значит, что осталось совсем немного времени, чтобы «запастись» иммунитетом и…
25 ноября 2024 года с 11.00 до 12.00 прием граждан проведет депутат Палаты представителей Национального…
По словам председателя Чашникского районного отделения Белорусской партии «Белая Русь» Людмилы Головешко, за годы независимости…
Белорусскими таможенниками за неделю установлено три факта незаконного ввоза в Беларусь пуль для стрелкового оружия.…
Печь всегда считалась «сердцем дома» и сейчас без нее сложно представить дом в деревне. Ведь…
Туристический потенциал у Чашникского района большой. Здесь находится более ста памятников, четырнадцати из которых присвоен…