Постепенно набирающая обороты весна не становится серьезным аргументом для охваченных рыболовным азартом людей. В Чашникском РОЧС констатируют: несмотря на запрет, рыбаки по-прежнему выходят на лед. Зачем они рискуют жизнью, узнавал журналист районки, побывавший в рейде вместе с представителями отдела по чрезвычайным ситуациям и Новолукомльской спасательной станции.
Период интенсивного разрушения ледового покрытия – время, когда сезон зимней рыбалки лучше закрыть как можно раньше. В противном случае никто не даст твердых гарантий, что после очередной поездки на озеро ты вернешься домой целым и невредимым.
– В настоящее время во всех районах Витебской области официально запрещено выходить на лед. Соответствующее решение принято и Чашникским райисполкомом, – объясняет инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Чашникского РОЧС Юлия Костюкова. – Сейчас идет интенсивное разрушение ледового покрытия на водоемах, то и дело в республиканской сводке происшествий мелькают сообщения о спасенных рыбаках. Буквально в начале марта подобный случай произошел в Браславском районе, где на озере Прутас спасатели достали из полыньи двух любителей зимней рыбалки.
На Чашниччине нынешней зимой подобных происшествий не было. Но это не значит, что их возможность полностью исключена. Подтвердил это и рейд. Забегая вперед, скажу: за несколько часов на Лукомльском озере мы насчитали около сотни рыбаков. Некоторые расположились в таких опасных местах, что идти туда было действительно страшно.
– Температура воздуха весной колеблется от плюса днем до минуса по ночам. Из-за этого ледяной покров тает, потом снова замерзает, что делает его опасным, – обращает внимание Юлия Костюкова. – А теперь представьте, что будет, если на нем соберется сразу несколько рыбаков, насверлят лунок. До беды останется даже не шаг, а полшага.
Лед не только предательски трещит под ногами, но и легко ломается под «Пираньей» – аэролодкой, которую мы используем в качестве транспортного средства. Делаем это для того, чтобы добраться до самых заветных уголков Лукомльского озера. Преимущества аэролодки – скорость и маневренность, что позволяет при поступлении сигнала тревоги быстро прийти на помощь. Как рассказывает начальник спасательной станции Сергей Третьяков, в прошлом году приходилось дважды пускать «Пиранью» в ход. В обоих случаях успели вовремя. Спасатель утверждает: по льду «Пиранья» идет легче, чем по воде, поэтому зимой помощь тоже не заставит себя ждать. Но лучше, если этот транспорт будет стоять на приколе.
А вот на какую помощь рассчитывают те, кто отправляется рыбачить на покрытый непрочным льдом водоем и при этом не имеет на вооружении ни специального жилета, ни так называемых спасалок, непонятно. Аргументы, которые приводят такие рыбаки-экстремалы, звучат неубедительно, их лейтмотив – «жилет не поможет, в полынью я никогда не провалюсь, потому что действую осторожно».
Правда, так думают не все. Многие – в жилетах, демонстрируют спасательные зацепы и свистки. Последние – чтобы как можно громче подать сигнал бедствия.
– Экипирован по полной программе, – один из мужчин демонстрирует все необходимые средства спасения. – Почему так тщательно подготовился к выходу на озеро? Просто уже приходилось нырять под лед. Хорошо, что выбрался, еще раз испытать эти ощущения желания нет.
Любители подледного лова иногда и не подозревают, насколько острыми могут стать эмоции, полученные во время рыбалки. И хорошо, если у их истории финал будет счастливым.
Галина ЖУКОВА