Не секрет, что у многих порой возникают сомнения и вопросы, касающиеся веры и Церкви. Не всегда человек напрямую задаст их священнослужителю. Мы подняли несколько таких тем и обратились за ответами к клирику храма Преображения Господня города Чашники, иерею Сергию Федосееву.
– Отец Сергий, самый первый вопрос касается пути, который проходит человек, желая послужить Церкви. Почему идут в священники?
– Обо всех людях сказать не могу, но лично я пошел, потому что верил и сейчас верю Богу, желал служить у Алтаря. Конечно, я робел и сомневался, но после ряда событий, которые можно объяснить только действием Промысла Божьего, принял такое решение.
– Как Вы думаете, Бог есть?
– Если бы я, проповедуя Православие, не был убежден в положительном ответе на этот вопрос, то оказался бы заведомым лжецом. Именно так к служителям Церкви относились в свое время советские атеисты, а задолго до них Александр Пушкин создал характерный образ священника в «Сказке о попе и работнике его Балде». Кстати, сам Александр Сергеевич в конце жизни обратился к Церкви, стал настоящим христианином и сожалел о созданном произведении. Поэтому могу лишь сказать: не верите священнику, поверьте хотя бы великому поэту.
– А если окажется, что Ваша вера не соответствует истине?
– Есть очень известный философский аргумент под названием «пари Паскаля». Он не всем нравится, но говорит как раз на эту тему. Если Бога нет, то мы никогда этого не узнаем. Наш мозг умрет и вместе с ним наше сознание. Если же Бог есть, то у нас остается надежда проверить это лично. При этом верующий человек не только получает шанс оказаться с Богом в вечности, но и в этой жизни он, поступая по заповедям, приобретает одобрение и уважение окружающих. То есть нигде не проигрывает, чего не скажешь про атеиста.
– Хорошо, когда верующие и неверующие могут обсуждать спорные вопросы на языке философских аргументов. Но ведь не все владеют навыком такой беседы. Могут ли замечания оппонента быть оскорбительны для верующего?
– При разговоре о религии, как и на любую другую тему, люди могут пользоваться логикой и общепринятой аргументацией. А могут переходить на личности или вести себя грубо, пытаться спровоцировать собеседника. Все зависит от целей и формы общения. Что касается второй части вопроса, то понимал, что для верующего предмет веры – особенно близок и дорог, ответ очевиден.
– Если к Богу ближе раскаявшийся убийца, чем атеист, то с кем из них вы предпочли бы жить на одной лестничной площадке?
– Соседей не выбирают, а живут с тем, кого посылает Господь. Вынося суд человеку по внешним обстоятельствам его жизни, мы можем сильно ошибаться. К тому же утверждать, что раскаявшийся убийца ближе к Богу, чем атеист, или их сравнивать не вполне корректно. Не стоит думать, что по-настоящему раскаяться так же просто, как выпить стакан воды. Покаяние – это чрезвычайно важная и серьезная духовная практика, и не каждый человек в жизни проходит по этому пути до конца.
– Почему за крещение и отпевание, которые служат дорогой к Богу, Церковь берет деньги и не- малые? Разве не даром заповедал Господь давать духовные дары?
– Крещение, отпевание, другие требы и Таинства, совершаемые Церковью, не предусматривают обязательной платы. Суммы, указанные в киоске храма, являются примерным размером пожертвования, то есть добровольного взноса верующего человека на содержание прихода. Само функционирование храма предполагает многочисленные расходы, такие как оплата за коммунальные услуги, ремонт здания, уплата отдельных взносов и другие. В Ветхом Завете человек жертвовал на храм десятую часть своего дохода. У нас принято подавать разовые пожертвования. При этом, если Вам нечего пожертвовать, то никто с Вас требовать денег не станет, таинства будут совершены даром. В противном случае отказавший в их совершении сам нарушает заповедь Христа, который заповедал: «Даром получили, даром давайте. Кстати, Церковь – это не только духовенство, это весь верующий народ и вопрос о пожертвованиях чаще возникает именно у людей, отделяющих себя от Церкви.
Андрей ШИДЛОВСКИЙ