Впечатлениями о поездке чашничан по Золотому кольцу России поделилась Мария Бердник
Какие чувства испытываешь, стоя перед фресками Андрея Рублева, как атеисты спасли монастырь, и за что в Дивеевской обители благодарны белорусским мастерам: о поездке чашничан по святым местам Золотого кольца России беседуем с прихожанкой храма Преображения Господня города Чашники Марией Бердник.
Неблизкий путь пришлось преодолеть нашим землякам: дорога в одну только сторону составила более 1100 километров, а все путешествие заняло пять суток. Первый пункт маршрута – свято-Троицкая Сергиева лавра в Московской области — сердце Русской Православной Церкви, одна из самых почитаемых святынь. Ярко-голубые и золотые купола видишь издалека, еще подъезжая к монастырю, а находясь вблизи этого места, ощущаешь, по словам Марии Эдуардовны, его величие и благодать, приобщиться к которым приезжают со всего мира.
Автобус подвез путников к воротам обители, как и планировалось, ранним утром. Монастырь ежедневно принимает тысячи гостей, а потому при желании окунуться в молитвенную жизнь, приехать стоит пораньше, и ради участия в братском молебне подождать, пока в пять утра со скрипом отворятся тяжелые створки старинных ворот. С молебна у раки святого преподобного Сергия Радонежского, основателя монастыря и великого молитвенника за Отчизну, в лавре начинается каждый новый день.
Из Посада паломники отправились в Муром. Главной святыней этого города являются мощи благоверных князей Петра и Февронии, покровителей христианского брака и семьи. А еще Муром – это многочисленные храмы, называемые в народе поясом Пресвятой Богородицы на Оке, и четыре монастыря. В одном из них, Благовещенском мужском, паломники узнали необычайную историю спасения обители в годы гонений на веру. В тридцатые, после закрытия, святыню ожидала участь многих других поруганных и разграбленных храмов, но у кого-то из местных властей возникла мысль создать здесь музей научного атеизма. В итоге задумку так и не реализовали, но именно благодаря имевшимся планам сохранились в неприкосновенности древние монастырские реликвии: фрески и иконы, многим из которых более пятисот лет.
Оставив Муром позади и проехав еще около 150 километров, чашничане прибыли в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. «Дивное Дивеево» — так называют это место, которое поражает своей историей, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Считается, что стопы самой Богородицы касались этой земли. Монастырский комплекс включает девять церквей и четыре собора. Как рассказывает Мария Бердник, когда в 2012 году было начато строительство Благовещенского храма, в нем долгое время, по разным причинам, не удавалось выложить мозаикой своды нижнего придела. Помощь пришла от белорусских мастеров, которые качественно выполнили все работы, за что им до сих пор благодарны в обители. По мнению священнослужителей, успешное завершение работы нашими земляками – свидетельство того, что на просторах Белой Руси в людях еще сохраняются подлинные вера и благочестие.
При отъезде из монастыря произошло то, что впечатлило путников. Прощаясь с обителью, принято читать акафист. В суете сборов наши земляки об этом забыли и спохватились, лишь оказавшись в длинной пробке из отъезжающих паломнических автобусов. Когда же все положенные молитвы были совершены, затор незаметно растаял, а обратная дорога прошла без всяких затруднений и задержек.
По пути домой поломники посетили древний Владимир. Расположенный здесь Успенский собор XII века на сегодняшний день является единственным храмом, где сохранились подлинные, документально подтвержденные фрески Андрея Рублёва. Находясь в храме перед грандиозным иконостасом, сооруженным почти тысячелетие назад, испытываешь непередаваемые ощущения, прикасаясь взором к вечности, застывшей по воле таланта древних мастеров.
Люди приезжают в эти места из самых разных стран. В поездки приглашаются все желающие. Единственным условием путешествия является уважительное отношение к вере. Моя собеседница рассказала, что большинство участвовавших в нынешнем паломничестве людей не относятся к числу постоянных прихожан храма. Кто-то ехал поклониться святым местам, а кто-то лишь посетить памятники истории и культуры. Но, как отмечает Мария Эдуардовна, даже внешне, по лицам людей, было заметно влияние, которое святыни оказали на сердца и души участников путешествия. Оказавшись рядом с мощами святого преподобного Серафима Саровского, пройдя вдоль Богородичной канавки, посетив святые источники, уже не получится остаться прежним.
Андрей Шидловский