Внимательное отношение к обращениям граждан является одной из практических основ социального государства
Какая работа в этом направлении проводится в системе органов прокуратуры, на что обращают внимание сотрудники, проводя проверки по поступающим обращениям, и какие проблемы чаще всего поднимают люди, мы узнали у прокурора Чашникского района Сергея Галимбовского.
— Сергей Сергеевич, работа с обращениями граждан — одно из важнейших направлений деятельности всей системы госуправления. Какова роль в этой деятельности прокуратуры?
— Основной задачей прокуратуры является надзор за точным и единообразным исполнением законодательства. Касается это в полной мере и указанной сферы. Каждое поступившее к нам обращение тщательно анализируется, в случае выявления фактов нарушений закона принимаются меры по их устранению, восстановлению прав заявителей, привлечению виновных к ответственности. Прокурорские работники осуществляют личный прием граждан, практикуют приглашение на прием в прокуратуру лиц, направивших письменные обращения.
— С какими вопросами люди чаще всего к вам приходят?
— За прошедший год к нам поступило 69 письменных обращений граждан. 26 из них были рассмотрены прокурорскими работниками, 34 — переданы на рассмотрение в соответствующие компетентные органы, три оставлены без рассмотрения. На личный прием обратилось 98 человек, прокурором принято 46 из них. Основные вопросы, которые волнуют людей, — это защита нарушенных трудовых прав, законность привлечения к административной ответственности, отсутствие реакции на обращение со стороны других организаций. Поступают жалобы на решения следователей и органов внутренних дел. В отдельных случаях это касается несогласия с отказом в возбуждении уголовного дела по материалам проверки. Зачастую люди обращаются в прокуратуру как в последнюю инстанцию, полагая, что только здесь будут защищены и восстановлены их права.
— Что предпринимает прокуратура в случае нарушения должностными лицами законодательства об обращении граждан?
— На постоянной основе мы проводим проверки исполнения законодательства об обращениях граждан в учреждениях и организациях района. По их результатам в прошлом году внесено четыре представления, к дисциплинарной ответственности привлечено восемь должностных лиц.
— Безусловно, привлечение виновного лица к ответственности — необходимая мера, предусмотренная законом. Но ведь люди обращаются не только ради этого, им важно, чтобы была решена возникшая проблема. Насколько результативны действия прокуратуры с этой точки зрения?
— В случае, если обращение обосновано, органы прокуратуры принимают исчерпывающие меры по оказанию помощи в разрешении возникшей проблемы, восстановлению нарушенных прав заявителя. Проиллюстрирую конкретным примером. Прокуратура района провела проверку по жалобе работника КУСХП «Кащинское», который указал, что ему не в полном объеме начислили заработную плату. В результате выяснилось, что заведующая фермой направила в администрацию хозяйства докладную записку о ненадлежащем исполнении заявителем и его коллегой порученной работы. На этом основании у них из зарплаты произвели удержания. Однако сам порядок привлечения к ответственности нанимателем был грубо нарушен: не издан приказ директора об удержании, да и сама докладная записка куда-то пропала. Как итог — сельхозпредприятию направлено представление, двум работникам хозяйства возмещены незаконно удержанные денежные средства. Информация от людей, поступающая как в прокуратуру, так и в другие органы власти, учреждения и организации, требует серьезного и внимательного отношения. Работа с обращениями граждан на сегодняшний день — один из самых действенных механизмов, позволяющих видеть реальные проблемы, вовремя прийти на помощь, своевременно устранить допущенные нарушения законодательства.
Андрей ШИДЛОВСКИЙ