30.12.2024
Главное Общество

Социальное государство в действии

  • 20 ноября, 2022
  • 1 min read
Социальное государство в действии

Даже в условиях мировой турбулентности главная ценность Беларуси — это человек и его заботы

Исполнение бюджета Фонда социальной защиты населения, предложения по усилению соцподдержки, внедрение современных механизмов организации социальных выплат и возможность реформирования системы стали темой состоявшегося 10 ноября доклада Главе государства о совершенствовании работы ФСЗН и мерах по усилению поддержки пенсионеров и детей‑инвалидов. Впрочем, разговор традиционно вышел далеко за рамки обозначенных тем. И подтвердил главное: даже в условиях нарастающих мировых экономических и геополитических катаклизмов Беларусь остается реально, а не на словах, социально ориентированным государством.

Забота о человеке как национальный бренд

Геополитические факторы и непрекращающееся санкционное давление не только не смогли подорвать систему социальной поддержки в Беларуси — они способствовали мобилизации белорусского государства и повышению эффективности отечественной экономики. И это показала наполняемость ФСЗН. ­Президент Александр ­Лукашенко подчеркнул:

— Знаю, что фонд вроде бы неплохо работает в этом году. С неким даже профицитом. Но что нам, накапливать эти деньги, складывать в кубышку, особенно сейчас? Поэтому я уже подписал указ об увеличении: хоть немножко, но пенсии нашим пенсионерам с 1 декабря на 5 — 6 процентов увеличим. Хотя должен сказать, если считать макроэкономически в среднем, как это делается во всем мире, пенсионеры не должны на нас обижаться в связи с небольшим повышением пенсии.

Для сравнения стоит отметить, что в соседней Литве годовая инфляция в октябре составила 23,6 процента, а один из ведущих литовских экономистов Индре Гените‑Пикчене прогнозирует:

— Приближается холодный сезон. Литовцы получат счета за отопление, ряд домашних хозяйств будет менять свои привычки, Рождество станут праздновать скромнее… Продукты в Литве подорожали на 33 процента за год, но это не обоснованно ни подорожанием энергоресурсов или сырья, ни повышением трудовых доходов.

Исходя из чего в свойственной для стран Балтии манере экономист склонен обвинять в росте цен… покупателей, в том числе пенсионеров (!):

— Танго танцуют вдвоем: нет такого, что цены повышают только торговцы. Пока покупатели мирятся с высокими ценами, естественно, есть место для их повышения.

В нашей же стране повышается прежде всего уровень социальной защиты населения. Заведующий отделом социологии государственного управления института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент Николай Щёкин в связи с этим отмечает:

— Сегодня Беларусь — одна из немногих стран, которая на деле доказала свою состоятельность и право быть суверенным государством. Весь мир трясет, и чем закончатся военно‑политические столкновения, предугадать невозможно. Но Беларусь и ее народ сильны своим единством и заботой со стороны государства. Все социальные гарантии, взятые на себя государством, выполняются в полном объеме. Недавние решения Главы государства относительно ценообразования, социального обеспечения малоимущих говорят о том, что ­Президент вопросы социальной поддержки держит на контроле и никому не позволит на них спекулировать.

Эксперт подчеркивает:

— Основа суверенитета — экономическое благополучие граждан. Поэтому повышение пенсий и иных социальных пособий, зарплат — это суть эффективности белорусской модели развития. Вырабатываются механизмы не просто совершенствования системы госуправления и социальной сферы — идет процесс формирования адаптивной модели к новым мировым условиям социальных гарантий. Главная ценность — это человек и его заботы.

Цифровизация сквозь призму безопасности

Однако даже адаптивная модель должна быть прежде всего рациональной. В том числе в плане учета возможных рисков. Так, предложение о цифровизации социальной сферы (перевод трудовых книжек в электронный формат, создание единого банка данных и т.д.) Глава государства в целом поддержал, однако задался резонным вопросом о необходимости надлежащей защиты данных таких электронных баз, чтобы информацию оттуда потом не разместили на каких‑то вражеских ресурсах:

— Вот тут нам надо определиться: надо ли нам это делать сейчас, надо ли завтра делать, сколько это будет стоить и надо ли это вообще. Вроде бы работали и работаем. Система функционирует. Если в этом мы получим какую‑то пользу для людей и для государства, с учетом всех рисков в том числе, ну хорошо, пойдем. Если нет, ну надо идти там (на внедрение новаций. — Прим. ред.), где надо идти. Если нет, может, и не надо.

В связи с этим министр труда и социальной защиты Ирина Костевич заверила:

— Мы будем дальше продолжать развивать информационную составляющую фонда. Мы очень заинтересованы в дальнейшем информировать человека о его стаже, заработной плате, с которой уплачиваются взносы, — для того, чтобы человек заблаговременно получил информацию о своей будущей пенсии. Ресурс фонда сегодня это позволяет. Начиная с 2003 года мы ведем персонифицированный учет и про каждого гражданина страны знаем историю за 20 лет: где человек работал, с какой суммы уплачивал взносы.

Таким образом каждый человек по мере приближения к пенсионному возрасту, зная размер своей будущей пенсии, гарантированной со стороны государства, сможет принимать взвешенные решения о возможном участии в системе добровольного накопительного пенсионного страхования:

— Чтобы человек сам определял: он хочет получать только государственную пенсию или хочет более комфортные условия в старости, хочет иметь дополнительный доход. Как раз механизм добровольной накопительной пенсии позволяет увеличить размер пенсии.

Суть справедливости и смысл белорусской модели

А вот предложение Правительства перестроить систему социального страхования, чтобы объединить в одном госоргане полностью весь цикл пенсионного и социального страхования (больничные и детские пособия), поддержки у ­Президента не нашло. Глава государства не считает необходимым менять устоявшуюся систему работы органов соцобслуживания населения и ФСЗН.

Выстроенная и устоявшаяся за десятилетия работы система привычна населению и хорошо воспринимается теми, на кого в первую очередь направлена, к примеру, пенсионерами. Поэтому, выслушав все мнения, предложение ­Президент не поддержал.

Логичность и даже мудрость столь выверенного и щепетильного подхода Главы государства к социальной сфере объясняет аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. В недавнем эфире ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио» он отметил:

— Самое опасное для государства и народа в целом — это когда мы сосредоточимся сугубо на внешней повестке, связанной с внешними вызовами, и забудем про бытовые вопросы и социальные проблемы, ежедневно волнующие наших граждан. Как только начнем игнорировать эти вопросы и не уделять им должного внимания, мы получим ситуацию, в которой оказался Советский Союз в конце 1980‑х годов, когда на протяжении последних 30 лет занимался борьбой во время холодной войны с США. И при этом забыл про внутренний рынок, улучшение качества жизни граждан, решение социальных вопросов.

Но в нашей суверенной и независимой стране этого не забывают. Алексей Авдонин напомнил слова ­Президента, сказанные на шестом Всебелорусском народном собрании:

— У всех есть равные, благоприятные стартовые условия для того, чтобы стать успешным и менять жизнь Беларуси к лучшему. В этом суть справедливости, запрос на которую в мире, как видим, только растет. В этом смысл нашей модели социально ориентированного государства, доказавшей свою жизнеспособность, невзирая на мировые санкции и политическое давление.

Решением ­Президента повышены пенсии

Предстоящее с 1 декабря повышение пенсий в Беларуси станет третьим с начала нынешнего года. Перерасчет трудовых пенсий уже производился с 1 марта (на 7 процентов) и с 1 августа (на 10 процентов). В результате третьего (декабрьского) повышения пенсия среднего пенсионера увеличится на 125 рублей, если сравнивать с декабрем 2021‑го. Очередное повышение пенсий с 1 декабря 2022-го коснется более 2 млн пенсионеров. В среднем пенсия по возрасту составит 670 рублей

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Мы совершенствуем в какой‑то степени нашу систему управления социальным сектором, экономическим сектором. Ну и вообще систему управления в государстве. Вопрос не самый масштабный, не самый, может быть, важный в плане совершенствования системы управления. Но с точки зрения обеспечения социальной безопасности, социального обслуживания наших людей он очень важный. Тем более что он касается ну совсем наших людей.

В ходе заслушивания доклада о совершенствовании работы Фонда социальной защиты населения и мерах по усилению поддержки пенсионеров и детей‑инвалидов,
10 ноября 2022 г.

 

Поделиться в: