Лукашенко предложили новации в работе ФСЗН, но он их не поддержал. Что насторожило Президента
Совершенствование работы Фонда социальной защиты населения и меры по усилению поддержки пенсионеров и детей-инвалидов стали темой доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.
Основной докладчик – министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. В числе участников мероприятия также курирующий эту сферу вице-премьер Игорь Петришенко, замглавы Администрации Президента Максим Ермолович, министр финансов Юрий Селиверстов, председатели Мингорисполкома и Миноблисполкома Владимир Кухарев и Александр Турчин.
“Если по большому счету по поводу нашего сегодняшнего разговора, то этот разговор будет связан с тем, что мы совершенствуем в какой-то степени нашу систему управления социальным сектором, экономическим сектором. Ну и вообще систему управления в государстве. Вопрос не самый масштабный, не самый, может быть, важный в плане совершенствования системы управления. Но с точки зрения обеспечения социальной безопасности, социального обслуживания наших людей он очень важный. Тем более что он касается ну совсем наших людей. Это люди пенсионного возраста. Люди, попавшие во временную какую-то беду, которым мы должны подставить плечо. Кто-то заболел, где-то люди с ограниченными возможностями и способностями и так далее”, – сказал Александр Лукашенко.
Он отметил, что речь пойдет о Фонде социальной защиты населения: “Предлагается его вместе с сопутствующими структурами, которые с ним находятся в тесном контакте по обслуживанию указанных мною категорий, несколько усовершенствовать. Когда мы ведем речь об усовершенствовании, я всегда задаю вопрос: надо ли это, откуда появился этот вопрос, в чем суть и проблема. Это не значит, что мы не должны совершенствовать структуру управления государством, отдельных направлений, отраслей. Я уже об этом говорил, это надо делать, не ломая саму систему. Модернизируя, усовершенствовать надо структуру – время идет. Но это если надо. Поэтому первый вопрос, на который нужно ответить: надо ли нам это – совершенствование структуры ФСЗН и тех, кто выплачивает, назначает пенсии, пособия и так далее. Надо ли?”
Что касается пенсионного обеспечения, то все функции в этой сфере предлагается сконцентрировать в ФСЗН. Вопрос также дискуссионный.
В целом Президент обозначил вопросы в плане оперативности внедрения тех или иных новаций. Если они действительно нужны, то это следует делать более оперативно, не растягивая по этапам на несколько лет: “Если мы убеждены, что та система в будущем приживется, зачем ее растягивать на 5-10 этапов и совершенствовать эту систему в течение 5 или 7 лет. Я примерно говорю. Если мы в этом убеждены, так давайте в два шага. Первый шаг, который мы можем сделать, – и с 1 января будущего года начать работать. А второй шаг – с середины будущего года. Если мы в этом убеждены. То есть не надо растягивать вдолгую процессы, которые надо решать быстрее. Если их можно решить быстрее”.
“Для того мы и собрались, чтобы обсудить этот вопрос. Но он будет связан с первым вопросом: надо или не надо, чего нам не хватает здесь? Ну работает вроде система – работает. Люди к ней привыкли. Что даст это совершенствование?” – сказал Александр Лукашенко.
В числе предложений, с которыми пришли на доклад к главе государства, есть те, которые лежат в русле цифровизации процессов. “Короче, загрузить все в компьютер, как это часто бывает. Весь учет трудовой деятельности. Вы знаете, может быть. Если без этого не можем обойтись”, – отметил белорусский лидер.
Вместе с тем он сразу обратил внимание на вопрос организации надлежащей защиты данных таких электронных баз, чтобы информацию оттуда потом не разместили на каких-то вражеских ресурсах. “Вот тут нам надо определиться: надо ли нам это делать сейчас, надо ли завтра делать, сколько это будет стоить и надо ли это вообще. Вроде бы работали и работаем. Система функционирует. Если в этом мы получим какую-то пользу для людей и для государства, с учетом всех рисков в том числе, ну хорошо, пойдем. Если нет, ну надо идти там (на внедрение новаций. – Прим. БЕЛТА), где надо идти. Если нет, может, и не надо”, – очертил круг вопросов Александр Лукашенко.
Ирина Костевич доложила главе государства о предложении перестроить систему социального страхования, чтобы объединить в одном государственном органе полностью весь цикл пенсионного и социального страхования (больничные и детские пособия). То есть чтобы процессы назначения, выплаты пенсий и пособий, а также источник их финансирования находились в ведении одной структуры – Фонда социальной защиты населения.
В связи с этим Президент задал резонный вопрос, почему для сосредоточения всех этих функций предлагается именно Фонд соцзащиты, а не какая-либо другая структура: “Почему под фондом, а не под райисполкомом?”
“Взносы идут в фонд, назначения и выплаты идут через управления социальной защиты райисполкомов. Облисполкомы координируют эту работу”, – пояснила Ирина Костевич.
“Вся кухня варится там, а деньги они берут из мешка фонда”, – образно и доступным языком изложил слова министра Александр Лукашенко.
“Да”, – согласилась она.
“Вы предлагаете сегодня к этому мешку присоединить орган управления?” – уточнил белорусский лидер. На его вопрос глава Минтруда и соцзащиты также ответила утвердительно.
“Что сегодня вызывает обеспокоенность? Фонд сегодня – это больше Br20 млрд доходной части. Масштаб этого фонда – почти 77%, если соотнести с республиканским бюджетом. Деньги управляются, а расходуются деньги в рамках одной структуры, но это разные все-таки структуры…” – объяснила мотивацию министерства Ирина Костевич.
“Да, они разные. Ну и что? Они у нас абсолютно управляемы, они в одном кулаке – и фонд государственный, и те, кто назначает и выплачивает пенсию, – это тоже государственный орган власти”, – парировал Александр Лукашенко.
“Да. Но мы же хотим сделать два шага. Первый – сначала забрать назначение пенсий со стороны управлений соцзащиты. А второй – объемный, это почти Br5 млрд, наши больничные и детские пособия. Их сегодня назначает предприятие. У нас работает зачетный механизм. Мы видим сегодня проблемы, в том числе и по выплате пособий – либо переплата, либо недоплата, либо несвоевременная выплата, так же, как и проблемы по заработной плате, если это проблемная организация. Страдает конкретный человек, который находится в отпуске по уходу за ребенком”, – привела примеры министр.
“Значит, орган власти, который это контролирует (это же не фонда функции – контролировать), не срабатывает. А в фонд переведем это все и будет работать?” – спросил Президент. Он также интересовался, почему предлагается вопрос назначения пенсий и пособий передать в Фонд соцзащиты, а не в другой орган власти, в ведении которого будет находиться фонд.
Что решено в итоге?
Предложения правительства по переформатированию работы Фонда социальной защиты Президентом поддержаны не были. Глава государства не считает необходимым менять устоявшуюся систему работы органов социального обслуживания населения и Фонда соцзащиты. Это выстроенная и устоявшаяся за десятилетия работы система, привычная населению и хорошо воспринимаемая теми, на кого в первую очередь направлена – к примеру, пенсионерами. Поэтому, выслушав все мнения, предложения глава государства не поддержал.
Как рассказала Ирина Костевич журналистам после доклада главе государства, в итоге принято решение оставить систему пенсионного обеспечения без существенных изменений. То есть Фонд соцзащиты будет по-прежнему аккумулировать взносы от нанимателей, а назначением и выплатой пенсий продолжат заниматься управления социальной защиты местных органов власти, известные в народе как “собесы”.
“Система выстроенная, существует уже не одно десятилетие. Изменить структуру и объединить эти два органа (фонд и управления. – Прим. БЕЛТА) – это достаточно рискованный шаг. С тем, чтобы не получить напряженные, рискованные ситуации, принято решение сохранить действующие структуры так, как есть”, – сказала министр.
По ее словам, в Фонде социальной защиты сейчас работают 1225 человек, у него есть серьезные информационные базы и системы, которые в перспективе будут развиваться. “Мы будем дальше продолжать развивать информационную составляющую фонда. Мы очень заинтересованы в дальнейшем информировать человека о его стаже, заработной плате, с которой уплачиваются взносы, для того, чтобы человек заблаговременно получил информацию о своей будущей пенсии. Ресурс фонда сегодня это позволяет. Начиная с 2003 года мы ведем персонифицированный учет и про каждого из граждан страны мы знаем историю за 20 лет – где человек работал, с какой суммы уплачивал взносы”, – пояснила министр.
Она считает, что таким образом каждый человек по мере приближения к пенсионному возрасту, зная размер своей будущей пенсии, гарантированной со стороны государства, сможет принимать взвешенные решения о возможном участии в системе добровольного накопительного пенсионного страхования. “Чтобы человек сам определял – он хочет получать только государственную пенсию или хочет более комфортные условия в старости, хочет иметь дополнительный доход. Как раз механизм добровольной накопительной пенсии позволяет увеличить размер пенсии”, – отметила Ирина Костевич.
Что касается персонифицированной базы данных, которая ведется с 2003 года, то она также будет расширяться. Ее можно считать цифровым дубликатом трудовой книжки, который позволяет максимально обеспечить гарантии человеку через Фонд социальной защиты на случай, например, утраты бумажных документов.-0-