Спасибо, что помогли. Это, пожалуй, самые приятные слова для журналиста. И неважно, оказана помощь в решении наболевшей проблемы, или же мы просто помогли разобраться в сложившейся ситуации. Объективно и правдиво рассказав о положении дел.
Был в моей практике случай, о котором я вспоминаю, когда речь заходит о фейках и информационных вбросах. Если не вдаваться в подробности, то речь идет об элементарной недосказанности. Когда можно просто взять и опустить часть информации. И тогда эта самая информация играет уже совсем другими красками. А те, кто понятия не имеют о второй половине повествования, начинают строчить гневные комментарии, мол, как же так и как такое возможно. И ведь не поспоришь – сообщение выглядит достаточно убедительным.
Это – один из приемов, которые часто используют те, для кого информационная война – мать родная. На этом делают хайп и деньги, не говоря уже о политике и влиянии на массы. Так гораздо проще – подкинуть читателям очередную утку, которая при ближайшем рассмотрении оказывается именно той, которую (уж простите) используют в больнице известно для чего. Или удалить канал на ютубе, заблокировать аккаунт в соцсетях за то, что там показывают реальную картину.
Как сказал Министр информации Владимир Перцов на IX Форуме молодых журналистов, мы живем в эпоху постправды и фейков, где велики соблазны сделать кричащий заголовок, который будет далек от действительности, собрать на этом миллионные просмотры и лайки. Дело журналистов госСМИ – рассказывать людям правду. Или словами обозревателя ОНТ Игоря Тура: «Задача пропагандиста – защищать информационное поле и пользователей информации нашей страны».
Повторюсь, главное оружие здесь – правда. Именно она – самое эффективное противоядие против беспринципности, постановочных шоу и вранья в любом виде. И в этом вопросе мы действительно сильны.
Говорить правду меня научили сразу же, как только я влилась в ряды журналистов районки. Тогда не стоял остро вопрос информационной безопасности, мы жили спокойно и не знали модного сейчас слова фейк. Тем не менее, за эту правду строго спрашивали: и руководитель, и читатель. Мы несли ответственность за каждое сказанное слово, а невозможность соврать вырабатывалась где-то на подкорке, на подсознательном уровне. Как журналисты государственного СМИ, прекрасно понимали: у нас нет права обмануть.
Это я к тому, что и сегодня, когда условия игры кардинально поменялись, а мы уже больше пропагандисты (это звучит гордо!), главный принцип для нас тот же – не солги. В конце концов, вы же помните: сила в правде. А правда на нашей стороне.
Галина ЖУКОВА