Требования законодательства при осуществлении охраны принадлежащих объектов (имущества)
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. №175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее –Закон) охранная деятельность — деятельность государственных органов и иных организаций (далее, если не указано иное, — организации) по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.
В соответствии со статьей 8 Закона Департамент охраны осуществляет контроль за охранной деятельностью организаций, за исключением организаций, указанных в абзаце втором части первой статьи 9 Закона.
Контроль за охранной деятельностью организаций по охране принадлежащих им объектов (имущества) осуществляется в рамках мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Так, в пункте 2 Перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105, содержится мероприятие «Оценка соблюдения организациями, их обособленными подразделениями условий и правил осуществления охранной деятельности, ограничений в сфере охранной деятельности (за исключением подлежащих лицензионному контролю)» с периодичностью осуществления – один раз в три года. Порядок осуществления мероприятий установлен постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 04.04.2019 №94 «О порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера».
При проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера устанавливается выполнение организациями, их обособленными подразделениями, работниками охраны организаций требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления охранной деятельности в части:
1) соблюдения ограничений в сфере охранной деятельности по запрету на:
осуществление оперативно-розыскных мероприятия, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;
представление себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;
установление и использование формы одежды, не соответствующую требованиям Закона;
ношение и хранение оружия, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
разглашение без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
совершение деяний (действия, бездействие), ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
осуществление охраны физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
осуществление сопровождения товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
обеспечение охраны общественного порядка на договорной основе;
2) соблюдения ограничений в части запрета приема на работу в организации, осуществляющие охранную деятельность, лиц:
имеющих судимость;
признанных в установленном законом порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
состоящих на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией), а также состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;
имеющих заболевания и физические недостатки, препятствующие выполнению обязанностей работников охраны организаций, осуществляющих охранную деятельность (по заключению врачебно-консультационной комиссии организации здравоохранения, выдаваемому в порядке, установленном законодательством);
в отношении которых в порядке, установленном законодательством, аннулировано разрешение на хранение и ношение оружия;
3) соблюдения организацией, её обособленным подразделением:
требования Закона об обязанности работников охраны выполнять охранную деятельность при наличии служебных удостоверений и жетонов;
порядка согласования образцов формы одежды работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны.
По результатам проведения данной формы контроля в случае выявления на объектах либо территории субъекта нарушений, ему выносится предписание об их устранении в установленный срок. Меры ответственности не применяются. Но при условии, что субъект в указанный срок устранит нарушения, письменно сообщит об этом в контролирующий орган и предоставит возможность удостовериться на месте в устранении нарушений. Если выявленные нарушения не были устранены, либо при выявлении повторных нарушений (ранее установленных в ходе подобных мероприятий), а также выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.
Подполковник милиции А. В. Малаховский, начальник Чашникского отдела Департамент охраны МВД Республики Беларусь