Бои за Родину танкиста Лимонтова
26 июня исполнилось бы 100 лет со дня рождения ветерана белорусской энергосистемы Петра Лимонтова. Петр Иванович долгие годы занимал должность начальника отдела труда и заработной платы Лукомльской ГРЭС, затем был старшим инспектором по кадрам ЖКО данного предприятия. Сын энергетика, Валерий Петрович продолжил дело отца. Участвовал в пуске первого энергоблока ЛГРЭС и большую часть жизни отдал этому предприятию. До сих пор бережно хранит заметки из газет 64-летней давности, посвященных папе. Этими материалами новолукомчанин охотно поделился с журналистом районной газеты. Особенно ценной была авторская статья, написанная участником Великой Отечественной войны П. И. Лимонтовым по случаю 70-летия Советской Армии, в которой командир взвода отдельной танковой бригады вспоминает боевое прошлое.
В 1940 году 19-летний Петр Лимонтов из поселка Ковалев Рог, что в Гомельской области, после курса подготовки в Харьковском бронетанковом училище был направлен в пригород Ленинграда, город Луга. Курсант осваивал новые, недавно сошедшие с конвейера, а сегодня легенды Второй мировой — танки серии Т-34 и КВ. Здесь, рядом с городом на Неве, была сформирована отдельная танковая рота. Молодого лейтенанта Лимонтова назначили командиром взвода. Вверенное ему подразделение вошло в состав роты из десяти боевых машин, которые первое сражение приняли под Псковом. Два дня держались танкисты вместе с пехотой около города Опочка. Многие погибли. Петр Лимонтов был тяжело ранен в голову и руку. Больше месяца лечился в госпитале в Казани. А в конце августа 1941 года — снова в строй, и снова под Ленинград, снова принял командование взводом в составе 123-й танковой бригады.
Петр Иванович вспоминал, что «ближе к зиме он и его боевые товарищи узнали настоящую войну». В месте с романтичным названием Невская Дубравка на крохотном пятачке земли (2,5км по фронту и 700 м в глубину), именовавшемся «Невский пятачок», с сентября 1941 по январь 1943 года непрерывно шли изнурительные бои.
Каждую ночь сюда, пополняя бесчисленные потери, направляли новых воинов. Здесь в общей сложности полегли почти 200 тыс. бойцов. Плацдарм служил переправой на левый берег Невы советских частей. Поэтому это был стратегически важный объект, который нельзя было отдать врагу. Гитлеровцы бросали в атаку все новые подразделения. Немцы в буквальном смысле перепахали бомбами и снарядами «пятачок», на котором не было ни дерева, ни кустика, чтобы укрыться. Выжженный голый участок земли, за который ценой собственной жизни боролись наши воины.
Петр Лимонтов писал: «Наши танки огнем, гусеницами отбивали атаку за атакой. Не хватало боеприпасов, горючего. О еде никто даже не вспоминал. Сколько дней длился этот ад? День, два, три…Не знаю. Все смешалось – огонь и смерть. Просто не верится, как можно было выжить. Но я уцелел. Танк, в котором находился, подорвался на мине. Весь экипаж покалечило. И меня. Вывезли с поля боя в Ленинградский госпиталь, там с того света подняли. Война на этом для меня закончилась: пальцы на руке отрезало осколком. Стал инвалидом. Такая вот была «моя война» – всего несколько месяцев. Но я горд, что был в числе тех людей, которые одними из первых стали на защиту Родины и не допустили врага в глубь страны».
После выписки из больницы Петр Иванович стал начальником эшелона, готовил кадры для армии. Выпустил два взвода девушек-автоматчиц. С 1943 по 1946 годы занимался мобилизацией гражданского населения в трех райвоенкоматах.
Ветеран часто повторял, что важно сохранить память о павших, о выживших в грозные сороковые. И если мы все будем помнить, какой ценой нам досталось мирное небо над головой, то не допустим повторения самой кровопролитной войны в истории человечества.
Варвара ЮРКЕВИЧ.