Узнайте сколько преступлений в Чашникском районе на счету кибер-мошенников и какие именно
При хищении денег с банковских карт кибер-мошенниками вернуть средства практически невозможно. Об этом регулярно твердят миру правоохранительные органы через все доступные источники информации. Но, к сожалению, постоянно находятся те, кто сам обманываться рад. Только за 2020 год преступниками, действующими по технически продвинутым схемам, совершено 40 краж с пластиковых носителей, принадлежащих жителям Чашниччины. За три месяца текущего года, как сообщили в районном отделе следственного комитета, заведено 10 уголовных дел.
Жертвами воров стали люди разного возраста. Работающие и пенсионеры. Финансовые потери — от небольших до довольно ощутимых. Например, в прошлом году возбуждено два дела на грабителей, завладевших суммами свыше 13 000 и 42 000 рублей.
Самый популярный способ отъема денег у населения, пояснил заместитель начальника Чашникского РОСК, майор юстиции Александр Марьянков, — это социальная инженерия. Метод обмана, с помощью которого человека вводят в заблуждение по телефону. Мошенники звонят клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по счету, привязанному к карте, выявлены подозрительные операции. Под предлогом спасения средств узнают платежные данные карты (номер, срок действия, трехзначный код на обратной стороне) либо логин и пароль для входа в личный кабинет. С потенциальной жертвой злоумышленники связываются не только по телефону, но и через Viber.
А для пущей убедительности подписывают аккаунт названием банка, а номер начинают цифрами +357 (их сразу можно перепутать с кодом Беларуси +375). Чтобы собеседник поверил, пользуются профессиональной терминологией, говорят быстро и уверенно, при разговоре слышен офисный шум, имитирующий работу колл-центра, переключают телефон между отделами и т. п. Уверяют, что случится непоправимое, торопят и запугивают.
Александр Сергеевич еще раз напомнил: работники банка не могут запрашивать у клиентов конфиденциальную информацию, так как все данные уже есть в системе. Поэтому по телефону не сообщайте свои паспортные данные, полные реквизиты карт, коды, логин и пароль для входа в интернет и мобильный банкинг. Если специалистам понадобиться что-то у вас уточнить, то они пригласят на личную встречу в финансовое учреждение.
Способ второй — фишинг. Обманщики создают страницу, визуально похожую на реально принадлежащую компании. Отправив ссылку на подобный ресурс, ждут, пока пользователь введет на нем свои данные, которые потом мошенники используют по своему усмотрению.
Особенно популярен фальшивый «Куфар». Воры размещают на крупной торговой площадке объявления о продаже каких-либо товаров по привлекательной цене. После гражданам, заинтересованным в покупке, предлагают перенести общение в мессенджеры: Viber, WhatsApp и др. Пишет вор, что готов продать вещь через «Куфар Доставку». После чего высылает ссылку на страницу, точную копию оригинала, где предлагает ввести данные для оплаты за товар.
Преступник также может выступить и в роли покупателя, предлагает предоплату, для чего запрашивает название банка и номер карты. После сообщает, что нужно подтвердить перевод, и адресует поддельную ссылку, перейдя по которой, пользователи оказываются на несуществующей странице интернет-банкинга, где стоит заполнить данные для входа и ввести код из смс.
В корыстных целях интернет-грабители используют и поддельные копии сайта национального оператора почтовой связи. Предлагают покупателям воспользоваться сервисом предприятия. После уточнения информации, якобы необходимой для оформления доставки, воры традиционно делятся ссылкой на мошеннический сайт и предлагают сделать предоплату картой.
Александр Марьянков пояснил, что на «Куфаре» заблокирована возможность отправлять ссылки на фишинговые сайты. Поэтому всю переписку рекомендует вести непосредственно через площадку. А переводя деньги на другие карты, пользуйтесь мобильным приложением вашего банка. Не переходите по пути между ресурсами, которые вам предлагают сторонние люди. Прежде чем внести данные в форму, внимательно проверьте написание доменного имени. К примеру, у «Белпочты» это belpost.by. Фальшивки же будут написаны с ошибкой — belpost.cc, belpost.site и пр.
Соответственно «Куфар» — kufar.by, а не — kufar.ве и др.
Следы преступников, как правило, ведут за границу. В основном они действуют из России, Украины, Эстонии, Молдовы. Найти виртуальных жуликов очень сложно, а иногда и просто невозможно. Поэтому будьте бдительны, не поддавайтесь на провокации.
Кстати, на днях представители белорусских банков сообщили о новой схеме обмана. Она заключается в том, что якобы от данного учреждения присылают электронный договор на переоформление счета. При визуальном осмотре данной «деловой бумаги» видно, что это подделка (смазанная печать, неправильное наименование банка). Если вы получили подобное письмо, то ни в коем случае его не заполняйте и постарайтесь позвонить и сообщить об этом в колл-центр банка.
По материалам Чашникского РОСК подготовила Варвара ЮРКЕВИЧ.