Этот Первомай для Анастасии Егоровны Шашкиной уже будет девяносто третьим. И если раньше этот праздник передовица сельского хозяйства встречала при полном параде, ее чествовало руководство, то теперь о тех славных временах напоминают лишь фотографии и учетная карточка члена КПСС, в которой сохранились записи о трудовых заслугах жительницы д. Почаевичи. На черно-белых снимках – идеальный образ советской женщины: ударница производства, грудь которой украшали награды. Анастасия Егоровна – обладательница ордена «Знак Почета» и медалей «За доблестный труд» и «Ветеран труда». Более тридцати лет она проработала дояркой. Уже в 16 лет устроилась разнорабочей в колхоз «Рассвет». Село в годы Великой Отечественной отдало фронту мужчин, технику, скот, зерно. Деревня была обескровлена. В годы послевоенной разрухи хрупкая девушка вместе с другими сельчанками на пределе своих физических возможностей восстанавливала хозяйство.
– Таскали на себе плуги, чтобы вспахать землю, вручную засевали поля. Зимой в лютые морозы заготавливали бревна в лесу, молотили зерно цепами. А ведь весной-осенью еще нужно было и свои земельные участки обработать. Поэтому до начала рабочего дня всей бригадой трудились на одном огороде, на следующее утро – на другом. И так у каждого по очереди, – рассказывает о послевоенном лихолетье Анастасия Егоровна.
Чашникский район был полностью захвачен немецкими войсками уже в июле 1941. Три года жители Почаевич провели под вражеской оккупацией. Хотя в деревне уже к 1942 году практически никого не осталось: все, кто мог, покинули эти места. А вот многодетной матери Марфе Шашкиной было некуда бежать. Родные были далеко, а в лесу с шестью маленькими детьми она бы не выжила.
– Отца не призвали в армию по состоянию здоровья, но он погиб здесь же, в Почаевичах, в 1942-м – случайно подорвался на мине. Папа поддерживал связь с партизанами. На чердаке нашего дома часто прятались их разведчики, так как с этого места хорошо просматривался большак. Однажды скрывались у нас красноармейцы, которые отстали от своих сослуживцев. Мы их накормили, показали путь к железной дороге. А они маме в благодарность подарили отрез защитной ткани. Конечно, наша семья попала под подозрение как пособник народных мстителей, но помог родственник. Он в полиции немецкой служил. Не знаю, работал ли на партизан или действительно был на вражеской стороне. Скорее всего, что благодаря ему нас не тронули, – продолжает разговор сельчанка.
В суровые сороковые Настя Шашкина перенесла тиф, чудом выжила. Но именно болезнь спасла ее, когда других местных девушек угоняли в Германию. Немцы очень боялись заразиться, и дома, где лютовала эпидемия, обходили стороной.
Труд доярки в советские времена был почетным. Анастасия Егоровна вставала раньше всех в семье и возвращалась домой затемно. Первые десять лет после войны доила вручную по 10-15 коров. В конце 60-х, когда сельхозорганизации начали оснащать доильными аппаратами, то и до 50 коров обслуживала. Поголовье на ферме совхоза «Почаевичи», где работала А.Е. Шашкина, доходило до 200 голов. Надои подразделение давало рекордные. В итоге передовице предложили должность помощника бригадира, но «в начальниках» труженица проходила меньше года. Попросила руководство перевести обратно в доярки, объяснив, что родители ее воспитали не другими командовать, а собственными руками на хлеб зарабатывать.
Сегодня из шести детей супругов Шашкиных в живых осталась только старшая дочь: Анастасия Егоровна считает, что ее закалила непростая судьба. Всю жизнь тяжело трудилась, одна растила ребенка. Думала, что на старости лет дочка будет опорой, но та умерла раньше матери. Теперь самый близкий человек для бабушки Насти – племянница Светлана. Она ей помогает по хозяйству. Рассказывает, что звала много раз переехать к ней в благоустроенный коттедж.
Пожилая женщина об этом и слышать не хочет. Говорит, что родной дом оставит только тогда, когда станет совсем немощной. Стоит отдать должное, держится пенсионерка молодцом. В прошлом году еще коз держала и огород обрабатывала. В этом уже здоровье подводить немного начало. Но старожил не сдается. Со всеми домашними делами старается справляться. Время коротает в компании верного пса и трех котов.
Анастасия Егоровна говорит, что за 93 года перенесла столько, что сейчас ее уже ничем не испугать. А молодежи советует больше времени проводить на свежем воздухе и есть меньше «химии». Тогда и года не беда.
Варвара ЮРКЕВИЧ.