По информации Госпромнадзора, за 2020 год в стране при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 7 несчастных случаев с тяжёлым исходом. Что любопытно, все грузоподъемные краны и съемные грузозахватные приспособления в момент происшествия находились в исправном состоянии, а это значит, что технические причины происшествий исключены.
Причины большинства из них связаны с действием или бездействием должностных лиц и обслуживающего персонала, стали следствием низкой производственной, технологической, личной дисциплины, несоблюдения требований промышленной безопасности машинистами кранов и стропальщиками, отсутствия должного контроля.
Самые частые нарушения требований промышленной безопасности — допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков не имеющих соответствующей квалификации, необеспечение организации работ в соответствии с технологическими регламентами, невыполнение крановщиками и стропальщиками инструкций по эксплуатации грузоподъемных кранов, инструкций по безопасному ведению работ и технологических регламентов, нарушение машинистами требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза. А также при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (и в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием), игнорирование стропальщиками элементарных требований безопасного производства работ.
Так, в ОАО «Стройтрест № 12» Управляющая компания холдинга «Стройтрест-Холдинг» (г. Могилев) при подъеме краном двух железобетонных ригелей, строповка которых была произведена в нарушение схемы строповки, указанной в проекте производства работ, произошло их складывание (эффект ножниц), в результате чего стропальщик, находящийся в кузове транспортного средства (опасная зона, обусловленная поднимаемым грузом), был травмирован.
В строительном управлении №3 ОАО «Стройтрест №1» (г. Минск) при перемещении уложенных на поддон трубок рулонных кровельных материалов при повороте стрелы произошло раскачивание груза, соударение его со строительными лесами с последующим падением трубок с поддона. Падающей трубкой был травмирован плотник-бетонщик, находившийся в опасной зоне возможного падения груза. Допуск к строповке не прошедших обучения, нарушения порядка строповки и перемещения грузов (на поддоне без ограждения), нахождение рабочего в опасной зоне перемещения груза, не обеспечение контроля специалистами стали причинами несчастья.
Тяжёлую травму получил работник ООО «ПО «Энергокомплек» (г. Витебск). При погрузке после опускания машинистом крана контейнера на платформу автомобиля стропальщик приставил лестницу к контейнеру и начал подниматься по ней для снятия крюков стропа с проушин контейнера. В это время водитель контейнеровоза привел автомобиль в движение. В результате стропальщик упал с лестницы и получил травму ноги.
Приводить подобных примеров можно много. С учётом того, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны в том числе с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, их работу следует держать на особом контроле.