Проект закона “Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности” направлен на системную модернизацию отношений в соответствующей сфере. Он в числе других документов обсуждался на прошедшем 18 марта совещании у Президента Беларуси, сообщили БЕЛТА в Администрации Президента.
В проекте закона усовершенствованы положения Общей части Уголовного кодекса. В частности, конкретизированы условия, при которых не наступает превышение пределов необходимой обороны (если лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить его опасность и характер).
Уточнены правила назначения наказания. Предусмотрен более дифференцированный подход к назначению штрафа (в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности преступника), а также возможность уплаты штрафа в рассрочку на срок до 5 лет либо отсрочки его уплаты на срок до 1 года.
Оптимизирован порядок замены уголовного наказания при уклонении от его отбывания. В данном случае оно будет заменяться более строгим наказанием, например, неуплата штрафа – арестом или ограничением свободы, ограничение свободы – лишением свободы. При этом суды будут осуществлять такую замену без возбуждения уголовного дела и задействования всей уголовно-процессуальной системы. Подобный механизм ранее был предусмотрен в Уголовном кодексе 1961 года.
Исключены 10 статей и 24 состава преступлений. В их числе те, которые носят формальный характер (например, нарушение правил безопасности обращения с генно-инженерными организмами, не повлекшее причинения вреда здоровью людей и окружающей среде, будет влечь только административную ответственность); охватываются применением иных мер воздействия (так, вред, причиненный окружающей среде в результате нарушений правил водопользования, правил охраны рыбы и других водных животных, возмещается согласно установленным таксам, ввиду чего уголовно-правовые меры воздействия являются излишними); являются нетяжкими по своей сути и предусматривают административную преюдицию в качестве условия привлечения к ответственности.
Изменениями, вносимыми в Уголовно-процессуальный кодекс, расширено использование информационных технологий в уголовном процессе. Например, предусматривается возможность производства отдельных следственных действий (допроса, очной ставки и предъявления для опознания) в режиме веб-конференции, что позволит минимизировать психологическую нагрузку на лиц, участвующих в этих действиях, и будет способствовать соблюдению коронавирусных ограничений.
Есть и ряд других предлагаемых новаций. Изменяются походы к наказанию за злостное уклонение осужденных от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ст.49-52, 55 УК). С этой целью декриминализируются ст.415-419 (уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы, исправительных работ, штрафа, общественных работ, неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) УК, которые сейчас влекут дополнительную судимость.
Смягчаются санкции ч.3 ст.205 (кража), ч.3 ст.206 (грабеж), ч.3 ст.209 (мошенничество), ч.3 ст.211 (присвоение либо растрата), ч.3 ст.212 (хищение путем использования компьютерной техники), ч.2 и 3 ст.236 (приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем) УК путем внесения в санкции, которые в настоящее время являются безальтернативными, более мягких, чем лишение свободы, видов наказаний.
Предлагается ряд корректировок, направленных на либерализацию и улучшение положения несовершеннолетних в случае привлечения их к уголовной ответственности. В частности, устанавливается единообразный подход к определению размера штрафа с указанием его минимального предела – от 5 базовых величин, установленных на день постановления приговора (ст.111 УК); предлагается исключить применение ареста к лицам в возрасте от 14 до 16 лет, предусмотрев, что арест назначается несовершеннолетнему лицу, достигшему 16-летнего возраста ко дню постановления приговора, и устанавливается на срок от одного до двух месяцев (ст.114 УК); корректируется ст.117 (осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера) и дополняется УК ст.118-1 “Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера”. Этот подход обусловлен необходимостью внедрения восстановительных механизмов при воздействии на несовершеннолетних в конфликте с законом без привлечения к уголовной ответственности.
Предлагается также снизить сроки судимости в отношении несовершеннолетних лиц, осужденных без назначения наказания, при назначении воспитательных мер принудительного характера и при назначении общих наказаний (ст.121 УК).
Еще одна новация – введение института медиации в уголовный процесс. Опыт использования медиативных процедур в странах, где медиация предусмотрена на законодательном уровне, показывает, что ее внедрение в уголовное судопроизводство позволяет реализовать концепцию гуманизации и дифференциации наказаний, уменьшает загруженность судебной системы, способствует сокращению наказаний, связанных с лишением свободы, и, соответственно, разрешению проблем в уголовно-исполнительной системе, сопряженных с исполнением наказаний в виде лишения свободы.
Сегодня, казалось бы, каждый владелец собак знает, что несет полную ответственность за своего питомца. Но…
Пожалуй, сегодня не встретишь ни одного приусадебного участка, где не растут хвойные деревья. В своем…
Як і абяцалі, вектар асвятлення работы супрацоўнікаў клуба змяняем. Яны, як вядома, асноўны рухавік жыцця…
А вы знали, что в Новолукомле есть ручные голуби? Во время командировки в город энергетиков…
Сохраняется динамика высоких темпов роста реальной заработной платы (113,0% в январе - октябре т.г.) и…