Принято считать, что в советское время люди трудились с большим энтузиазмом. Верили, что тем самым вносят свой вклад в укрепление могущества родины. Потому и брали на себя повышенные обязательства, досрочно закрывали годовые планы, становились ударниками. Всё это прекрасно помнит житель Заборья Иван Иосифович Янушкевич. Возраст у ветерана труда почтенный. Почти 40 лет он отработал бригадиром на свиноводческой ферме совхоза «Кащинский». Себя не жалел, делу отдавался полностью. Потому и в передовиках ходил постоянно. Награждён орденом Октябрьской революции. Многие годы был активным коммунистом, возглавлял местную парторганизацию. Словом, человек той эпохи, сформированный и закалённый советской властью. Слушать воспоминания орденоносного труженика очень интересно. Он – живой свидетель, позволяющий лучше понять и осмыслить, что же за время такое было и что двигало людьми.
– Иван Иосифович, на свет Вы появились ещё до войны. Ребёнком пережили самые тяжёлые годы. Такая суровая закалка впоследствии помогла?
– Действительно, хорошего видел мало. Родился здесь же, в Заборье. В войну жили в старенькой хате в голоде и холоде. Что тут много рассказывать… Натерпелись, конечно. Потом годы послевоенной разрухи. Я пошёл в школу. Четыре класса окончил в своей деревне, потом приходилось ходить в соседние школы за несколько километров. Так или иначе, а в итоге получил среднее образование. Возраст к тому времени был призывной. Сразу в армию и угодил. Три года служил в Одессе в погранвойсках. Вернулся в родное село и стал трудиться в совхозе. Вот вся моя биография юных лет. Закалился я будь здоров.
– Как Вы стали бригадиром?
– Меня считали перспективным. Всё-таки 10 классов школы по тем временам уже являлись хорошим образованием. Плюс армия за плечами. Вскорости отправили на полугодичные курсы бригадира в посёлок Бигосово (Верхнедвинский район). Отучился, а затем поступил в сельскохозяйственный техникум. Он находился там же. Через некоторое время стал дипломированным зоотехником. И возглавил бригаду на свиноводческой ферме. В начале 60-х как раз образовался совхоз «Кащинский». Одним из направлений, которое решили развивать, стало свиноводство.
– Думали ли тогда, что «бригадирить» придётся несколько десятков лет?
– Так далеко не заглядывал. Был молодым, амбициозным. Хотелось проявить себя, добиться результата. На это и нацеливал подчинённых. Ферма тогда успешно функционировала. Рассчитана она была на 3 тысячи голов свиней. Помню, что каждый месяц мы сдавали государству 25-30 тонн мяса. На результат работали абсолютно все. Свинарки из моей бригады проживали в разных окрестных деревнях. Некоторым приходилось по 5-6 километров преодолевать, чтобы попасть на ферму. И знаете что? Никто никогда не опаздывал. Это сейчас подвоз персонала организован. А тогда такого никто не знал. Пешком приходили, пешком возвращались. Жалоб не было. Люди, преданные делу, готовые к любым свершениям – вот что мне наиболее дорого из тех времён. Я помню многих. И это греет душу.
– Вспомните, пожалуйста, несколько эпизодов, характеризующих эпоху.
– Был период, когда производство свинины внутри Беларуси достигло рекордных показателей. Спрос на мясо стал падать. Проще говоря, некуда было сбывать продукцию в пределах республики. Мясокомбинаты не брали. Нас выручили прибалты. Поставки осуществляли в Литву. И довольно успешно, как бы сейчас сказали, закрепились на том рынке. Или вот ещё пример. В одно время начались проблемы с кормами. Дошло до того, что из Украины привозили пустые кукурузные шишки. Зерна в них не было. Перемалывали на муку и заваривали свиньям. Вот такая взаимопомощь между советскими республиками была.
– А чем чаще всего кормили тогда поголовье?
– Картошку выращивали, каши варили. Зелёную массу давали. Использовали и комбинированные корма. Словом, рацион был сбалансированным. Мясо наше ценилось. Вкусовые качества были на уровне. Хочу сказать, что тогдашнее производство и нынешнее – это две огромные разницы. Мы ведь всё делали вручную. Сейчас же применяются автоматизированные системы кормления, поения, навозоудаления и прочие. Наше поколение обо всём этом могло только мечтать.
– На заслуженный отдых Вы уходили уже в 90-е годы. Вскорости и ферму закрыли. Не больно было наблюдать, как рушится то, во что вложено столько сил и энергии?
– Конечно, приятного мало. После распада Союза обстановка стала совсем иной. Один из отличительных признаков – появилось воровство. Мы, добросовестные труженики, к такому не привыкли. Я лично много раз поднимал данный вопрос, обращались в милицию. Помню, как свиноводческую ферму закрыли. Что я чувствовал в тот момент? Досаду. Но повлиять на ситуацию уже не мог.
— Иван Иосифович, вернёмся в советское время. Когда и за что Вас наградили орденом Октябрьской революции?
— Произошло это 6 сентября 1973 года. Точных формулировок при награждении уже не вспомню. Но понятно, что орден вручили за трудовые достижения. Бригада под моим руководством добивалась хороших результатов, побеждали мы в соцсоревнованиях, ударниками пятилеток становились. Всё это не осталось незамеченным. Тогда достижения человека труда ценились. Партия и правительство старались отметить передовиков. Много разных форм поощрений существовало. А тот, кто удостаивался орденов и медалей, становился в особый ряд.
— Где проходила церемония награждения?
— Кажется, вызывали в Витебск. Точно уже не вспомню детали. Давно дело было. Обычно собирали в областном центре награждённых и в торжественной обстановке вручали награды. Много тёплых слов произносили.
— Вы ведь не только бригадир, но и коммунист с большим стажем. Верно?
— Да, партбилет храню до сих пор. В партию вступил осознанно, по идейным соображениям. Возглавлял даже парторганизацию. Меня тогда в шутку называли “цеховым секретарём”. Неоднократно участвовал в работе обкома партии. Меня туда направляли делегатом. Считаю, что партия в те годы играла определяющую роль в жизни общества. И это не пустые слова. Со временем, конечно, ситуация изменилась. Итог мы все знаем.
— День Октябрьской революции являлся большим праздником?
— Ещё бы. Один из главных в календаре советского человека. Для нас, партийных, уж точно. К 7 ноября старались выполнить план, сдать какой-то объект. Рапортовали с удовольствием об этом. Проводились торжественные собрания, награждались передовики производства. После официальной части народ, что греха таить, мог и расслабиться. Но всё в меру. На следующий день вовремя на работе были. Дисциплина железная.
— Если спросить, чем Вы больше всего гордитесь. Что ответите?
— Прежде всего тем, что прожил жизнь честно. Так нас воспитали. Трудился на совесть. И людей на это ориентировал. Остался верен своим идеалам. С родной земли никуда не уехал. Приносил ей пользу, как мог. Считаю, что вот этим и можно гордиться. Пусть и не нажил особых богатств… У нашего поколения были другие ориентиры.
Беседовал Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.