Сквозь время не утихает боль…
Жительница деревни Балино Ефросинья Филипповна Бирюкова накануне своего дня рождения 79 лет назад и не представляла, что придется ее пятнадцатилетие уже на военное время, и отделится этот день от мирной жизни всего тремя днями.
Родилась Ефросинья 25 июня 1926 года здесь же, в деревне Балино Новозарянского сельского совета. В многодетной семье, кроме нее, были и старшие, и младшие. С приходом фашистов в село двое старших братьев ушли в партизаны. «А сосед наш ушел в полицию, – рассказывает Ефросинья Филипповна. – Так было страшно и боязно, ведь с родственниками партизан не церемонились. Фашистская авиация бомбила нашу деревню, самолеты сбрасывали на дома бутылки с зажигательной смесью, много хат сгорело. Поначалу беда обошла нашу семью. Лишь позже, когда немцы стали угонять людей в Германию, меня тоже забрали, несмотря на то, что лежала, как будто бы больная. Было это уже в конце 1943 года, но пережили мы немало и до этого, и после. Согнали всех на станцию в деревне Варки, погрузили на платформы и через некоторое время доставили в лагерь, находившийся в г. Гамбурге. Сбежать нельзя было по пути, охраняли тщательно вооруженные солдаты с собаками. Обнесенный колючей проволокой лагерь запирали, караулили очень серьезно, никуда не выпускали. Работали тяжело, разбирая завалы на улицах города после бомбардировок наших союзников или, наоборот, сооружали баррикады для того, чтобы транспорт не мог пройти. Голодали, из еды – брючка, порежут кусочками, с водой покипятят – и все.
Одна мечта была – чтобы поесть и чтобы только умереть на родной земле. Любой ценой выжить и добраться до своей деревни. Может, это стремление и помогло выкарабкаться из того пекла…Было нас в лагере человек 150 женщин. Попали мы в один лагерь с сестрой моей двоюродной из нашей же деревни, так мы и держались друг подле дружки. На работу и с работы все ходили под конвоем. Тяжело было…»
Трудно вспоминать Ефросинье Филипповне годы фашистского плена. Ведь никуда не делись боль и горечь утраченных детства и юности, дни и ночи без сна, каторжный труд.
«Наверное, я так много пережила, что Бог дал мне жить такой век, – улыбается Ефросинья Филипповна. – Когда освободили нас англичане, передали американским войскам, помню, сказали: «Выходите, только остерегайтесь – кругом немцы». Через некоторое время предстояла долгожданная встреча с родными краями. Как это было волнительно! Отца уже не было, он умер. Мама одна поднимала младших. Вернулись братья. Один был серьезно ранен в руку, но обошлось. Младшего взяли на службу в Москву. Сестра и брат потом жили на Украине».
Спустя год после окончания войны Ефросинья вышла замуж за парня из соседней деревни. Григорий Максимович Бирюков прошел всю войну, имел много наград. И гармонистом удалым прослыл в округе. Ни одно застолье в окрестности, будь то свадьба или проводы, не обходились без гармони. Собственными руками хозяин дом построил. Поставили супруги на ноги семерых детей, а сами прожили душа в душу шестьдесят три года.
Разбросала жизнь сыновей и дочерей по разным городам и странам. Живут дети, внуки и правнуки не только в Чашникском районе – Чашниках, Новолукомле, но и в Могилеве, Днепропетровске, Курске, Мариуполе, Воронеже.
«Самое главное, чему мамочка научила нас, —быть всем вместе заодно. Мы все любим друг друга и поддерживаем. Нет никакой разницы, кто из нас кто — дочь, сын, зять, невестка— мы все братья и сестры, — раскрывает секрет счастливой жизни своей большой семьи дочь Ефросиньи Филипповны Галина. —Так повелось еще при жизни отца. Наш родительский дом — это обитель радости, добра, любви, поддержки и взаимопонимания. Сколько мама приняла телефонных звонков в день рождения, не сосчитать. Воспитали родители всех нас достойно. И строгость была, и доброта, и справедливость»
Прослыла Ефросинья Филипповна и знатной труженицей. Грамоты и благодарности хранятся в семейном архиве, но одна из самых дорогих наград — звание «Ударник Коммунистического Труда». Есть и награда за победу в соцсоревновании по линии сельского хозяйства. Всю жизнь отработала Е. Ф. Бирюкова на совесть, служила и до сих пор служит семье крепким тылом. В доме образцовый порядок.
«Для нашей мамы порядок в доме на первом месте, надо, чтобы все было чисто, вымыто, прибрано, —говорит Галина. — Всё старается делать сама, несмотря на почтенный возраст, но мы, конечно, помогаем, иначе нельзя, ведь мама для нас — самый главный человек в жизни».
В житейских трудностях и за годы военного лихолетья закалился характер, но доброта и сердечность остаются и сегодня основными чертами характера передовой сельской труженицы. Ефросинья Филипповна с улыбкой встречает гостей на пороге своего ухоженного деревенского дома, с радостью делится хорошим, о военном прошлом не очень хочет вспоминать. Но главное, на вопрос о том, можно ли назвать ее жизнь счастливой, ведь столько горя в ней было, сегодняшняя именинница отвечает: «Да, моя жизнь удалась».
Пусть радуют Вас, Ефросинья Филипповна, дети, внуки и правнуки, пусть не знают грядущие поколения страшного слова «война», чтобы мирное небо было над всеми живущими на земле.
Наталия ШИРКО.