И щемящая боль в сердце
Накануне празднования Дня Независимости мы отправились в Новолукомль к Надежде Сергеевне Зайцевой, чтобы она поделилась воспоминаниями о военном прошлом.
На её юность пришлись те самые страшные годы военного лихолетья. Пять лет Надежда Сергеевна провела в одном из концентрационных лагерей в Германии.
Когда началась война, и в их деревне Дудары, что в Крупском районе, появились немцы. Девушке было лишь 16 лет.
Планы на счастливое будущее перечеркнула война. Под дулом автоматов фашисты выгоняли молодёжь на улицы и отправляли на работы в Германию. Её забрали прямо из дома. Так Надежда оказалась в Оберндорфе, в концентрационном лагере, где пленников усиленно эксплуатировали. Среди пригнанных на принудительные работы были и знакомые из соседних деревень. Из одежды лишь то, что было одето и что успели взять, покидая дом. Все пленные жили в одном большом бараке. Среди них были и голландцы, и поляки, русские, украинцы, белорусы.
В концентрационным лагере Надежда Сергеевна пробыла пять лет и всё время трудилась на одном и том же заводе, в её обязанности входило изготовление стволов оружия. За каждую испорченную деталь били. На работы водили под конвоем. Обязательным условием было отмечаться при входе и выходе на завод, иначе могли расстрелять. Однажды, отработав смену, Надежда забыла поставить отметку, за что была зверски избита. Благо, живой осталась. Трудовыми у пленных были абсолютно все дни без исключения, с раннего утра до позднего вечера. Кормили, само собой, плохо – тарелка баланды и краюшек хлеба, утром и вечером. Еды не хватало хорошо, что среди пленных были и те, кто работал в столовой – так они могли принести, рискуя своей жизнью, хоть картошину какую. На ногах носили кандалы, от которых ноги очень сильно болели. Однажды Надежда Сергеевна утром встать просто не смогла, ног не чувствовала. Пленные взяли её под руки и повели к доктору, тот дал таблетку, но девушке лучше не становилось. Предложили нагреть воду и туда опустить ноги. Так появилась хоть какая-то чувствительность. В противном случае ей грозил бы расстрел. Надежда думала о родных, мечтала встретиться с ними. За время работ не раз находилась на волоске от смерти. Бывало всякое. Как-то ночью на их завод упала бомба, хорошо, что в это время там никого не было, иначе бы никому выжить не удалось. Годы своего заключения вспоминает со слезами на глазах и болью в сердце.
Помнит, как их лагерь освободили.
Вернулась на родину. И старший брат вернулся, он был на фронте. Родители совсем сдали, измучились, переживая за своих детей. Младшенького брата не уберегли, во время войны в лесу пропал.
Здесь, в Дударах, Надежда вышла замуж за Владимира Парфеновича Зайцева, с которым была знакома ещё с детства. Война в жизни фронтовика оставила неизгладимый след. Стали жить в землянке, там же и появилась первая дочь. Чуть позже построили свой дом. Всего у Надежды Сергеевны и Владимира Парфеновича 5 детей – 4 дочери и сын. Всю жизнь прожили там же, трудясь на ферме. Да и дома всегда держали большое хозяйство. Детей вырастили трудолюбивыми и заботливыми. Супруг умер, но дети рядом. Здоровье нашу рассказчику подводит, совсем перестала видеть, отголоски военных лет дают о себе знать. Сейчас женщина проживает у своей дочери Людмилы в Новолукомле. В городе энергетиков живут другие её дети, лишь одна из дочерей в Крупском районе. Это совсем не мешает им собираться вместе, навещать мать. Надежда Сергеевна богата на внуков и правнуков, их у рассказчицы по 10, да и троих праправнуков уже дождалась.
В этой семье умеют ценить мирное небо над головой, ведь оно досталось страданиями и мучениями, которые неподвластно стереть даже годам.
Кстати, Надежда Сергеевна в июле отмечает свой 95-й день рождения, с чем мы её и поздравляем. Желаем ей крепкого здоровья, благополучия и долгих лет жизни.
Марина МИШУЛКОВА.