Это надо живым
Центром патриотического воспитания учащихся во многих учреждениях образования являются школьные музеи, которые хранят историю той местности, где расположены, рассказывают о подвигах бойцов, партизан, тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, об известных людях этого региона.
На протяжении продолжительного времени учитель В. В. Грибко в Иванской средней школе-детском саду с учениками разных лет ведут поисковую работу, собирают сведения, экспонаты. Так фонд музея постоянно пополняется.
Сегодня в музее на стендах, посвящённых Великой Отечественной войне, хранятся удостоверение об участии в героической обороне Сталинграда на имя А. С. Залесского, две благодарности от Сталина на имя И. Д. Капусто, чемодан с телефонной связью 1942 года (в рабочем состоянии) и другие экспонаты. На стенде список погибших фронтовиков, жителей Иванского сельского совета, а также фото участников Великой Отечественной войны. Есть и информация о Героях Советского Союза, об участниках партизанского движения на территории сельсовета.
На базе музея постоянно проводятся мероприятия, обзорные и тематические экскурсии. Виктор Вильгельмович Грибко умеет ребят увлечь в исследовательскую работу. Уроки мужества, которые проходят в краеведческом музее, нравятся школьникам. Это как раз то место, где спустя годы можно узнать подлинную героическую историю народа.
Особое внимание записанным воспоминаниям о военном времени. Вот некоторые из них.
Здесь хранятся воспоминания Владимира Яковлевича Корня: «В 1943 году я был схвачен карателями в деревне Пуньки Иванского сельсовета. Мой старший брат был в отряде бригады «Дубова». В эту ночь в нашем доме находился связной. Он должен был утром забрать хлеб, который испекла мама для партизан. Я пас коней, увидев немцев, вскочил на коня и помчался к дому, чтобы предупредить связного, но немцы уже были во дворе. Связной успел выскочить через окно и огородом добежал до леса, который был очень близко. А меня вместе с мамой схватили и повезли в Демидовичи, где начали страшно избивать, допытываясь о месте расположения партизанского отряда. Били до того времени, пока я не потерял сознание. Затем облили водой и продолжали избивать, но мы молчали. Били до тех пор, пока я не перестал понимать, что от меня хотят. На тот момент мне было 14 лет. Затем отвезли в тюрьму в Лепель, меня собирались расстрелять, но, не знаю почему, забрали в Витебск, а после в концлагерь «Освенцим» отправили. Присвоили порядковый номер 149565. С лагеря возили на работы на линию фронта, работали под бомбёжками. Многие умирали прямо во время работ. Было страшно. Я лишь чудом остался жив. Нас 5 мая 1945 года освободили американские солдаты».
Музей сохранил и воспоминания Семёна Павловича Федько: «В концлагерь «Освенцим» я попал 20 октября 1943 года, порядковый номер 158961. Запомнились холод, голод и издевательства. Находился в трудовом бараке, было мне всего 14 лет. Выгружали с вагонов свеклу, арбузы, перебирали картошку. Гнилой картошкой кормили узников. На 10 человек давали 1 бохан хлеба и литр баланды. Если кто-то умирал, мы надзирателю не сообщали несколько дней, получали паёк на всех, который делили между собой. Когда трупы начинали разлагаться и становилось нечем дышать, тогда эти тела немцы забирали и палили в крематории. Рядом жили поляки, но в лучших условиях, им Красный Крест присылал продуктовую помощь. Они детей жалели и когда-нибудь делились продуктами. Но и этого не хватало. Перебирая картошку, дети ели гнилую в сыром виде, от этого начинался дисбактериоз – и узники умирали на месте. В лагере было 6 печей, в которых сжигали трупы, дышать было нечем. Очень сильно фашисты издевались над евреями. Не раз приходилось наблюдать, как люди стояли в очереди, женщины несли детей, чтобы всем вместе сгореть. Спасения не было, ведь немцы с собаками стояли со всех сторон и прикладами подгоняли узниц в пекло. Я не могу забыть те ужасные крики женщин и детей, которые до сих пор стоят у меня в ушах»…
Собирая сведения об участниках войны, узниках фашистских концлагерей, партизанах, учителя и ученики Иванской СШДС понимают: надо, чтобы следующие поколения помнили, какой ценой нам досталась Победа. Ужас и страдания, которые перенесли люди в то время, нельзя измерить ничем.
Марина МИШУЛКОВА