Они приближали Победу
Слушаешь рассказ Пелагеи Ивановны Тюхай и не верится, что столько горя способна вместить одна человеческая судьба. Может ли выдержать подобные испытания человек, не сломаться? Вопрос для представителей того самого героического поколения риторический. Ведь люди не просто выстояли, но и победили. В годы суровых испытаний досталось всем. Война прошлась по каждой судьбе, везде оставила свою отметину. Нужно было держаться из последних сил.
Уроженка деревушки Горавки, что в десятке километров от Краснолук, Пелагея Тюхай была совсем ещё молодой девушкой, когда громыхнула Великая Отечественная. Жила она тогда с мамой, братом и сестрой. Отца схоронили ещё в 1936-м. Пелагея окончила начальную школу в соседнем Заесье. Продолжила обучение в Краснолуках. Но тут вмешались обстоятельства. У мамы начались проблемы со здоровьем. Пришлось дочке бросить учёбу. Помогала по хозяйству. Тяжкий труд познала с ранних лет. 22 июня 1941-го встретила не по годам взрослой.
По воспоминаниям участницы Великой Отечественной, фашисты появились в селе нежданно-негаданно. Девчата бежали и кричали: “Немцы! Прячьтесь!”. Все бросились вроссыпную. Пелагея со сверстницами побежала в лес. Некоторое время домой не возвращались. Боялись, что в Германию угонят. Им и еду втайне приносили. Потом стало чуть спокойнее. Вернулась молодёжь в деревню. Что ещё оставалось делать?.. Немцы в основном находились в Краснолуках. В Горавках бывали наездами. Каждое их появление, разумеется, добра никому не сулило. Что угодно могло произойти.
Вот они, эпизоды первых месяцев войны. А сколько ещё было впереди тревожных дней и ночей. В семье Тюхай произошло немало трагических событий. Брат был призван в армию ещё до войны. С первых дней попал на фронт. Так и пропал без вести. Пелагея же в разгар войны вышла замуж. Избранником стал односельчанин. Парень вскоре ушёл в партизаны. А его супругу стали донимать гитлеровцы. Пелагея очень сильно рисковала, когда согласилась стать связной у народных мстителей. Несколько раз пешком отправлялась в Борисов. Оттуда возвращалась с ценной информацией. Передавала её партизанам. Что могла, делала для приближения дня освобождения. Он уже был близок. Но…
— Мы почти дождались освободителей, — не может сдержать слёз бабушка Пелагея, вспоминая лето 1944-го. — Однако случилась беда. Нас с мамой забрали. Меня гитлеровцы прямо с печи сняли. Били, пытали. Отвезли в Крупки, поместили в камеру с такими же горемычными. И вот приходит весть, что наши на подходе. Немцы просто озверели. Перед тем, как бежать, стали расстреливать пленных прямо в камерах. Я сумела как-то уцелеть. Лишь в ногу ранило. А мамы не стало. Её убили у меня на глазах…
Разве забудешь такое?.. Время хоть и лечит, но не все раны способно оно зарубцевать. Слёзы появляются на глазах 97-летней Пелагеи Ивановны. Очень непросто даются ей эти воспоминания. Слава Богу, хоть мужа дождалась уроженка Горавок. Николая призвали в армию после освобождения. Домой он вернулся только в 1949-м. На груди гимнастёрки сверкали ордена и медали.
Построили супруги новый дом и стали обживаться. Слёз к тому времени уже не осталось. Все выплакали. Навсегда они, не раз находившиеся на волосок от смерти, потерявшие многих родных и близких, уяснили, что нет ничего дороже мирной жизни. Ей и дорожили. Мирно трудились, возрождали народное хозяйство. Пелагея Тюхай и на полевых работах в совхозе была задействована, и телятницей работала, и дояркой. И на любом участке проявляла себя с лучшей стороны.
Бывшая связная — мать троих детей, бабушка и прабабушка. Всю жизнь прожила в родных Горавках. Никуда отсюда не уезжала. Полученная в юности закалка всегда помогала ей преодолевать различные трудности. А их хватало. Характер у сельчанки всегда был на зависть. Она и в свои 97 пошутить умеет, старается не унывать.
Дай Бог Вам здоровья, уважаемая Пелагея Ивановна! С 75-летием Победы Вас! Мы перед Вами в неоплатном долгу. И всегда будем помнить об этом.
Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.