Легендарный ИЛ-2
В истории Великой Отечественной войны особое место принадлежит технике. Танки, самоходные установки, самолеты и т. д. Авиация в этом списке занимает особое место.
Штурмовик Ил-2 был самым массовым по производству. За годы войны было выпущено около 32000 этих боевых машин. Называют его еще “символом Великой Отечественной”, “летающим танком”, “летающей крепостью”.
Еще в 1938 году советским авиаконструктором Сергеем Ильюшиным была представлена усовершенствованная бронированная модель Ил-2. Основной задачей штурмовика было поражение малоразмерных и малоподвижных наземных целей, уничтожение живой силы врага. Для осуществления боевых вылетов Ил-2 летали на малых высотах, совершая перелеты над линией фронта, были очень уязвимы для наземной артиллерии. Это требовало бронирования корпуса летательного аппарата. С. В. Ильюшин предложил не навешивать броню на самолет, а сделать ее частью конструкции. Все жизненно важные элементы машины были заключены в бронированный корпус. Экипаж состоял из пилота и стрелка-радиста. Немало отраслей машиностроения и металлургии приложили усилия для разработки новейшего образца боевого самолета. К весне 1941 года Ил-2 был готов к серийному производству, превратившись из двухместного в одноместный.
Важной задачей для Ил-2 было уничтожение вражеских аэродромов и танковых соединений. Максимальная скорость штурмовика доходила до 405 км/ч, мощность поршневого мотора – 1750 лошадиных сил, дальность полета – 685 км. Из вооружения – два пулемета, две пушки.
К осени 1942 года стал снова двухместным, так как предыдущая версия осложняла противостояние с противником в воздушных боях.
Славились Ил-2 “живучестью”. Несмотря на сильные повреждения корпуса, иногда не подлежавшие ремонту, боевые машины сохраняли жизнь экипажу. Были они более мобильными и неприхотливыми к погодным условиям по сравнению с бомбардировщиками. В Красной Армии Ил-2 получил название “горбатый”, немцы же называли его “черной смертью”, “бетонным самолетом”. Аналогов Ил-2 по защищенности и огневой мощи не было ни в одной стране мира.
Легендарный Ил-2 стал родоначальником современной штурмовой авиации. Простота и технологическая продуманность самолета позволяли быстро вносить изменения в конструкцию летательного аппарата.
Неоценим вклад летчиков и стрелков Ил-2 в общую Победу. Ни одна крупная операция в годы Великой Отечественной войны не обошлась без участия знаменитого штурмовика.
В год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков у подножия Кургана Славы устанавливается штурмовик Ил-2, это подарок федерации профсоюзов Беларуси к знаковой дате и к 50-летию создания мемориала. ФПБ открыт благотворительный счет на поставку металлической копии самолета Ил-2. Получатель: Унитарное предприятие по материально-техническому обеспечению и обслуживанию Федерации профсоюзов Беларуси “Дом профсоюзов”, 220019, г. Минск, пр-т Победителей, 21, УНП 100116931
Благотворительный счет: BY20POIS31320000002800933008 Банк: РКЦ №1 ОАО “Паритетбанк”, г. Минск, пр-т Победителей, 19, БИК POISBY2X
Назначение платежа: на поставку металлической копии самолета Ил-2 с использованием оригинальных частей, монтаж, установку и обустройство площадки под ее установку.
Наталья ШИРКО.