Биографии у воинов-интернационалистов в несколько сухих строк помещаются. Росли, как все, учились, трудились…
Но время когда-то выбрало этих парней. И уготовило им суровые испытания.
Сергей Борисов оказался в городе энергетиков, будучи полуторагодовалым ребёнком. Родители переехали на Чашниччину из Твери. В Новолукомле и вырос будущий десантник. Учился в СШ №2, занимался спортом. Позже (когда пришлось участвовать в многочасовых марш-бросках по горным тропам) физическая закалка ему весьма пригодилась. Сергей после школы поступил в местное ГПТУ. Успел даже поработать с год, прежде чем получил повестку в армию. Время отдавать долг Родине настало в мае 1985-го.
— Определили меня в воздушно-десантные войска, — вспоминает спустя годы бывший солдат. — Попал в “учебку”, которая находилась на территории Литвы. Кстати, ещё двое новолукомчан со мной туда отправились — Николай Завальный и Сергей Мастыко. С первым и вовсе в одном взводе службу начинали. Полгода проходили подготовку на санинструкторов. Со временем стали понимать, какая судьба нам уготована. Мы с Колей Завальным попали в Афганистан. Его в Баграм отобрали, меня — в Кабул. А Сергей Мастыко остался в “учебке”.
Разошлись пути-дороги земляков. Сергея Борисова самолётом доставили в Фергану. Спустя два дня перебросили в Кабул. В конце 1985-го новолукомчанин оказался на афганской земле. Хотелось бы назвать её гостеприимной, да куда там… Санинструктор быстро понял, что попал не просто в чужую страну с совершенно иной культурой. 19-летний парень оказался на войне.
— Кабул — место постоянной дислокации нашего подразделения, — поясняет Сергей. — Город красивый. Это в центре. Чем ближе к окраинам, тем чаще встречались бедные районы. Кишлаки, заполненные женщинами с детьми на руках, дома из глины, шум и гам повсюду. И ещё постоянное чувство тревоги, которое испытываешь. Уверенным ни в чём нельзя было быть.
Определили санинструктора в разведроту. Начались боевые выходы. Пыльными афганскими дорогами прошагал солдат немало километров. Чаще по горам приходилось пробираться. Один переход длился аж 18 часов. Взбирались наверх, нужно было занять высоту. Вот тут и пригодилась хорошая физическая подготовка, полученная в секции по гребле. Новолукомчанин успел забраться в гору, отдохнуть, пока другие продолжали карабкаться. Даже помогал сослуживцам. Кто не испытал на себе нечто подобное, с трудом поймёт, каково это в полной боевой выкладке, практически без отдыха взбираться вверх под беспощадным афганским солнцем. По-братски делили воду, питались сухими пайками. Санинструктор к тому же был обязан следить за состоянием солдат, оказывать первую помощь тем, кто в ней нуждался.
— Не только своих, но и душманов приходилось перебинтовывать, — рассказывает воин-интернационалист. — Один раз взяли в плен пятерых боевиков. Одного из них в ногу ранило. Приказали оказать помощь. Наши ребята, конечно, были не в восторге. Сами понимаете… У меня руки тряслись, не хотелось врагу бинты накладывать. Но ничего не поделаешь, приказы не обсуждаются. Впоследствии стало известно, что захваченные “языки” поделились очень важной оперативной информацией.
За долгие месяцы службы Сергей Борисов видел и смерть. Без неё на войне не обходится. Хотелось помочь лейтенанту, да вражеский снайпер сделал своё черное дело. Офицеру пуля попала в голову. Как-то разведроту послали искать пропавшую автоколонну. Нашли обгоревшие машины и трупы солдат. Никого не пощадили душманы. Всё это до сих пор всплывает в памяти.
В Афганистане наш земляк пробыл до конца службы. Уволился в запас в мае 1987-го. Вернулся в Новолукомль, трудоустроился на заводе “Этон”. На данном предприятии работает и поныне. Вскоре после “дембеля” десантника вызвали в военкомат. Бывшему “афганцу” за проявленные доблесть и отвагу в ходе боевых операций вручили орден Красной Звезды. Награда нашла героя.
Свой орден Сергей бережно хранит. Каждый год встречается с братьями по оружию, участвует в памятных мероприятиях. Сколько бы времени ни прошло, не забудут воины-интернационалисты того, что довелось им пережить. В далёкой стране они были просто солдатами, честно выполняли свой долг. Храбро сражались там, где даже горы стреляли…
Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.