Год гравировки — 1908-й

На снимке: вот та самая фирменная демидовская гравировка. Год выпуска чугунного изделия — 1908-й.

Чего только не происходит в нашей жизни. Чашничанин как-то перебирал гору лома и заметил куски рельсов. Поначалу особого значения не придал. Чугун как чугун… Когда-то, по всей видимости, рельсы использовали в качестве опор при строительстве забора. Мужчина через время пригляделся. А рельсы оказались непростые. На них гравировка имеется. И прочесть можно следующее: выпущено изделие в далёком 1908 году, производитель — Демидовский НТЗ. К тому же присутствует и ещё одна аббревиатура — КЖД.
Чашничанин сообщил нам о любопытной находке. Рельсы и впрямь необычные. Место им в музее. Настоящая реликвия. Как-никак, произведены более сотни лет назад. И по гравировке (плюс помощь интернета) можно восстановить кое-какие детали.
Итак, очевидно, что произвели чугунное изделие на знаменитых демидовских заводах. Что это были за предприятия? Династия Демидовых сделала огромный вклад в развитие уральского и сибирского регионов, становление промышленности, развитие целых отраслей. Всего за свою историю известные промышленники владели пятидесятью предприятиями. В активе были заводы железо-, и медноплавильные и другие. Один из основных — нижнетагильский. Возможно, аббревиатура НТЗ на рельсе так и расшифровывается — Нижнетагильский завод.
После революции 1917 года род Демидовых ждала печальная участь. Значительная часть предпринимательской династии эмигрировала. Тем не менее наследие знаменитые промышленники оставили богатое.
Теперь о том, что такое КЖД. Китайская железная дорога (чаще встречается аббревиатура КВЖД, добавляется слово “восточная”). Известна также как Маньчжурская дорога, с августа 1945-го — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953-го — Харбинская железная дорога. Железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии, соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Построена в 1897 – 1903 годах как южная ветка Транссибирской магистрали. Принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги явилось шагом по увеличению влияния империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря. Однако поражение в войне с Японией поставило крест на всех этих усилиях и надеждах.
Впрочем, магистраль, кому бы она де-факто не принадлежала, необходимо было поддерживать в надлежащем состоянии. Демидовские заводы продолжали лить чугун и клеймить изделия фирменным знаком. Обнаруженные рельсы, может быть, предназначались для ремонтных работ на знаменитой магистрали.
Как сие рельсы оказались в Чашниках? Вот уж вопрос из вопросов. Тут только догадки можно строить. Житель райцентра рассказал, что не раз находил на участке разные предметы старины. Время, конечно, многое стирает. Но не всё и не всегда.

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Поделиться в:
editor

Share
Published by
editor

Recent Posts

Поговорили об итогах года и перспективах с директором филиала «Лукомльская ГРЭС» РУП «Витебскэнерго»

Символично, что день рождения Лукомльской ГРЭС совпал с профессиональным праздником – Днем энергетика. В этом…

3 часа ago

Руководство района поздравляет с Днем энергетика

Уважаемые работники и ветераны энергетической отрасли Чашникского района! Сердечно поздравляем вас с профессиональным праздником – Днем…

4 часа ago

Компенсация морального вреда, причиненного несовершеннолетнему

Сегодня, казалось бы, каждый владелец собак знает, что несет полную ответственность за своего питомца. Но…

21 час ago

Как ухаживать за хвойными растениями на своем участке

Пожалуй, сегодня не встретишь ни одного приусадебного участка, где не растут хвойные деревья. В своем…

22 часа ago

Про работу Антопольевского сельского клуба рассказала его заведующая Галина Пашкевич

Як і абяцалі, вектар асвятлення работы супрацоўнікаў клуба змяняем. Яны, як вядома, асноўны рухавік жыцця…

23 часа ago

Птицы на ладони: в Новолукомле голуби совсем не боятся есть с рук людей

А вы знали, что в Новолукомле есть ручные голуби? Во время командировки в город энергетиков…

1 день ago