Упорядочить контроль
На совместном заседании коллегий Комитета госконтроля Витебской области и прокуратуры области 14 июня 2016 г. рассмотрены результаты контроля за деятельностью контролирующих и надзорных органов Витебской области и принимаемые ими меры по повышению эффективности работы в части реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”.
Проводимые на постоянной основе контрольные мероприятия показали, что отдельными уполномоченными органами Витебской области не обеспечивается принятие должных мер по выполнению требований Указа № 510, надлежащая законность и эффективность контрольной и надзорной деятельности. Не задействованы все резервы упорядочения этой работы.
При наметившейся тенденции стабилизации за последние 3 года общего количества проведенных в области проверок остается высоким удельный вес проверок, проведенных надзорными органами – до 75%. По-прежнему большая часть приходится на внеплановые. При этом их число в 2015 году возросло по сравнению с 2014 годом на 7,2%.
Проведенный анализ показал, что имеется возможность сокращения количества проверок без снижения полноты охвата ими субъектов. В первую очередь за счет упорядочения назначения проверок по поручениям правоохранительных органов, оптимизации выходов на тематические оперативные, контрольные и иные внеплановые проверки, а также расширения практики проведения мониторингов.
Главным управлением ведомственного контроля облисполкома и облпотребсоюзом вследствие отсутствия должной координации с правоохранительными органами допускались факты назначения по их поручениям неоднократных внеплановых проверок одного и того же субъекта в течение года.
Допускались факты непринятия рядом контролирующих органов мер по обеспечению надлежащего контроля в подконтрольной сфере и организации проверок и мониторингов в соответствии с Указом № 510. Мониторинги, введенные с 2012 года (Указ от 26.07.2012 г. № 332) как основная мера профилактического и предупредительного характера, большинством исполкомов не применялась.
Имели место факты некачественного проведения проверок в части невыяснения всех существенных обстоятельств и неуказания в актах всех предусмотренных Указом № 510 сведений. Что носит существенный характер, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 6.11 ПИКоАП такие акты проверок не могут быть признаны источником доказательств в рамках ведения административного процесса. В ряде случаев отсутствовал должный контроль за устранением проверяемым субъектом нарушений законодательства, выявленных в ходе проверки.
Всеми изученными Комитетом области контролирующими и надзорными органами при выполнении возложенных на них обязанностей допускались различные нарушения требований Указа № 510 при организации и проведении проверок, мониторингов, реализации их результатов, а также внесении предусмотренных сведений в базу ИАС КНД и книги учета проверок.
По фактам нарушений, выявленным Комитетом области и органами прокуратуры в ходе контрольных мероприятий, все виновные должностные лица контролирующих и надзорных органов области привлечены к установленной законодательством ответственности, приняты меры по устранению нарушений.