20 января мы побывали на трёх фермах хозяйства и везде слышали одно и то же: зарплата не платится
Начался 2016-й — и те же проблемы у тружеников КУСХП “Кащинское”. Приходят на работу каждый день доярки и пастухи-скотники (как и все остальные), но ничего заработать не могут. 20 января мы побывали на трёх фермах хозяйства и везде слышали одно и то же: зарплата не платится.
Парадокс, но внятного объяснения, почему так происходит, нет. Судя по всему, труженики просто плохо работают. Со стороны видится именно так. Мы на ферме в Кажарах. Нас встретили, разговорились.
— Я тут и дневным сторожем работаю, и тёлок раздаиваю, — рассказала Ольга Приставко. — За декабрь поначалу 1 миллион 700 тысяч рублей насчитали. Но потом всё изменилось. Оказалось, что и столько я не заработала. Пересчитали по другой схеме. Вышло уже меньше миллиона. И то никто не заплатил. За ноябрь денег не видела, куда там за декабрь…
В это время к разговору подключился Пётр Хруцкий, который здесь и за тракториста, и за слесаря.
— А я колбасой взял, — поведал он. — Денег всё равно не дождёшься. С мясокомбината привезли, предложили. Куда деваться?..
В целом людям не до смеха. Пастух-скотник Александр Зайцев подвозит корма на собственной телеге. Коник принадлежит сельхозпредприятию, а колёса – личные. Жалко своего добра, но что поделать. Нужно же коров кормить. Мужики поднимают вилами замёрзший сенаж в траншее, грузят его на воз. Всё делают вручную.
На фермах “Кащино” и “Заборье” услышали и увидели то же самое. Доярка Людмила Королёва призналась, что высоких надоев обеспечить она и её коллеги не могут. Главная проблема, считает, — корма низкого качества. По сути коровы видят лишь сенаж. Мука, барда, шроты, комбикорм — это уже изыски. Они в рационе бурёнок совсем уж нечасто. Голодные животные всё съедят. Но молока много не дадут. Необходимо сбалансированное кормление.
Поговоришь с тружениками — вроде все своё дело делают. А зарабатывают при этом копейки. И то отдают деньги частями. Натуроплата практикуется. Животноводы порой ведут себя странно. По всем вопросам отсылают к начальству. Так и говорят: “Подходили к директору, а он зарплату не даёт…”. Подход, как представляется, не тот. Зарплату зарабатывают на фермах. И животноводы должны понимать это. Откуда руководителю просто так взять и дать людям зарплату?..
С другой стороны — семьи, дети. Труженики сельхозпредприятий не меньше других за-служили более завидную судьбу. Неужели всё их счастье в колбасе, которую выдают в счёт зарплаты?.. Не каждый, к слову, успевает отовариться. Колбасу разбирают, кому-то и недостаёт. Самое неприятное, что труженики “Кащинского”, похоже, теряют веру в лучшее. И говорить особо не хотят. Что тут рассуждать – лишь по живому резать…
Юрий МИХАЙЛОВ.