Родные наши полешуки
Чернобыльская трагедия разделила жизнь тысяч людей на до и после. Ещё вчера они растили детей, трудились и ни о чём плохом не думали. Встречали рассветы, провожали закаты на родной земле. И вот случилась авария на атомном реакторе… Всё очень быстро поменялось. Нашим сегодняшним землякам, уроженцам Гомельской области, пришлось начинать новую жизнь. Чернобыль лишил их малой родины. Но зато судьба подарила новую. Чашниччина стала гостеприимным краем для десятков переселенцев. Эти люди пустили здесь корни, состоялись в разных профессиях, принесли немало пользы району. Мы давно и по праву считаем полешуков своими.
Начальник участка КУСХП “Чашникское” Галина Руденок появилась на свет в деревне Хвойное Хойникского района. Окончила среднюю школу, пошла работать. Заочно училась на курсах бухгалтеров. Трудилась на кормопредприятии “Майдан”, который находился в зоне Припяти. Потом стала завклубом. Вышла замуж. Во время аварии на ЧАЭС Галина находилась в декретном отпуске. Родилась дочушка, которая стала вторым ребёнком в семье. Руководитель местного сельхозпредприятия обратился с просьбой о помощи. Посевная была в разгаре, необходимо было кормить механизаторов. Людей не хватало. Вот и пришёл председатель к декретнице. Молодая мама не отказала. Вот как вспоминает Галина то время:
– Пришла в диспетчерскую хозяйства за списками механизаторов. Был Первомай. Мне сказали, что на станции случился пожар. Честно говоря, особого страха не почувствовала. Как и все люди. Нам казалось, что там просто что-то загорелось. Скоро потушат огонь, и страха большого не будет. Продолжали трудиться. Угодья нашего колхоза находились километрах в двадцати от ЧАЭС. Если напрямую. Я туда каждый день отправлялась с обедами…
Постепенно люди осознавали, что произошло. Галина вспоминает, как наблюдали сельчане военную технику, которая внезапно появилась. Потом медики приехали. Стали раздавать таблетки. Колодцы стали накрывать плёнкой, детей перестали выпускать на улицу. А через некоторое время и вовсе людям настойчиво порекомендовали уезжать. Галина поехала в Гомель к сестре. А через несколько дней – в санаторий. Далее их по железной дороге направили на отдых в санаторий “КИМ” на Витебщине. Так и состоялось первое знакомство с Придвинским краем. Всё это время муж Галины, Александр, механизатор, вывозил скот из “зоны”, снимал запчасти с тракторов. Хлеб убирал, когда пришла пора. Был в числе передовиков.
После злополучного 86-го в родных местах семья Руденок прожила ещё несколько лет. Только в 1990-м решили уезжать из загрязненных районов. В апреле на Чашниччину прибыл супруг. В разгар лета к нему присоединились жена и дети. Посёлок Красное Утро тогда только достраивался. Дома для переселенцев готовы ещё не были. Первое время жили полешуки в спартанских условиях. В небольшом домике в Придворье ютились несколько семей. 17 человек на три комнаты. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Жили переселенцы дружно. Потом получили коттеджи. Достраивали их, обживали самостоятельно. Галина устроилась на работу в детсад. Потом ей предложили место на заправке в совхозе “Почаевичи”. С тех пор, собственно, она и трудится на одном месте. Теперь является начальником участка в КУСХП “Чашникское”. Технику распределяет по объектам, за порядком на фермах следит. Муж Александр на новом месте изменять профессии не стал. Механизаторы всегда нужны.
На Чашниччине супруги вырастили детей, дождались внуков. Здесь прожита четверть века. О родных местах тоже не забывают. В прошлом году ездили на Гомельщину. Деревни Губаревичи, где жили до аварии, как таковой уже нет. Там лишь поля с кукурузой. Остается только на погост прийти и поклониться…
Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.