Берег детства
Бухт, гаваней, портов в судьбе прославленного морского офицера не перечесть. Но место, где прошли его детские годы, Вячеслав Михайлович Апанасенко считал самой надёжной пристанью. Сюда он всегда возвращался после трудных походов отдохнуть, набраться сил, чтобы снова отправиться в дальний путь. 90-летняя бабушка Мария Васильевна благословляла внука молитвой.
Напомню, что кавалер орденов “За военные заслуги”, Красной Звезды, Петра Великого, Адмирала Кузнецова, обладатель других высших военных наград контр-адмирал родился в 1947-м в Езерище, но уже через два года родители — Ефросинья Фёдоровна и Михаил Карпович — с маленьким сыном переехали в Чашники. В нашем райцентре мальчик рос, учился, мужал, здесь формировались идеалы, верность которым сохранял до конца жизни.
Необыкновенную преданность малой родине отмечали все, кто, хоть недолго, общался с Вячеславом Михайловичем. 9 мая 2011-го, как обычно в День Победы, гостил на Чашниччине. Не мог в такой праздник оставить без внимания отца Михаила Карповича, участника боевых сражений Великой Отечественной. Договорились о встрече в редакции, где он появился в точно назначенное время. Разговор получился содержательный, интересный. Собеседник и словом не обмолвился о своих заслугах. Мои старания затронуть упомянутую тему успехом не увенчались, он лишь рукой махнул. Зато охотно говорил о школе, о своих педагогах. Очень оживился, когда узнал, что его первая учительница Ида Борисовна Левина, рассмотревшая в нём когда-то личность, жива. Её оценку: “Слава — мой самый лучший ученик” оправдывал на протяжении всей жизни. Так случилось, что на склоне лет судьба увела чашничанку за океан, и она в то время проживала в Нью-Йорке. Об этом я сообщила Вячеславу Михайловичу. А через какое-то время узнаю: любимый ученик разыскал Иду Борисовну и беседовал с ней.
Давно замечено: в зрелом возрасте тот всегда стремится попасть на берега детства, кто самым высоким служебным званиям предпочитает истинно человеческие ценности. Для многих чашничан известный контр-адмирал был просто Слава — сын, внук, брат, племянник, дядя, друг. Больше всего он боялся не соответствовать перечисленным титулам. Чувствовал ответственность за каждого, с кем ими был связан.
Новолукомчанка Валентина Михайловна Залеская младше брата на шесть лет. “Я до сих пор не могу смириться с потерей, — делится сокровенным она, — Слава был для меня и матерью, и отцом, и другом. В горе и радости я всегда чувствовала плечо брата, даже если нас разделяли расстояния. Представьте, когда я сдавала вступительные экзамены в мединститут, он был дома и поехал вместе со мной. Сумел пройти все посты на входе в здание, где проводились испытания абитуриентов, поддерживал меня до самого входа в аудиторию. Он на собственном опыте знал, как непросто одному. Слава ушёл в самостоятельную жизнь после 7-го класса. Ему было чуть больше четырнадцати…”.
В детстве будущий контр-адмирал много времени проводил в деревне Красница, расположенной в нескольких километрах от райцентра. Там проживали родители отца — Мария Васильевна и Карп Аксентьевич Апанасёнки. Такую фамилию носил и Вячеслав Михайлович, Апанасенко — ему присвоили по окончании военного училища. Она за ним и закрепилась. Как вспоминают родственники и односельчане, дед Карп был человек удивительный. Бывший офицер царской армии, прошедший империалистическую, гражданскую, финскую войны, пользовался у крестьян большим авторитетом. Когда в 41-м немцы пришли на Чашниччину, он немедленно созвал деревенскую молодёжь и велел всем идти в лес. Воевать с фашистами самому уже не довелось. Годы брали своё, но активный образ жизни вёл до глубокой старости. Внуки помнят, как возле дедовского дома постоянно собирались люди. Карп Аксентьевич регулярно проводил для них информационные часы, разъясняя политику партии и государства. Слыл также несгибаемым борцом за справедливость, всегда умел отстоять своё мнение. Старожилы рассказывают случай, как в местном магазине красницкие купили вина для общего праздника. Карп заметил в одной из бутылок подозрительный осадок. Дед отставил её в сторону сказав: “Это мы пить не будем”. На следующий день взялся писать куда-то письмо. Закончив с посланием, забрал вино и отправился на почту. Через несколько дней в деревне появилось солидное авто. К Карпу приехал сам директор винзавода, поставившего в торговую точку некачественную продукцию. Чиновник принёс извинения сельчанам и преподнёс ящик вкуснейшего вина.
Славился дед контр-адмирала и золотыми руками. Сеять, пахать, косить, лудить, столярничать — всему этому научился у него достигший известности внук. Шкафы, сделанные Карпом, до сих пор хранятся у родственников. В них не проникает ни одна моль. Трудолюбие, жажда справедливости, уважение к армии у Вячеслава Михайловича — от деда. Когда-то офицер-подводник даже кукол умел шить. Сестра Валентина вспоминает: если Славе надо было собрать много разной травы для кроликов, он проявлял находчивость — устраивал для сельских ребят кукольное представление. Входными билетами служили листики нужных трав.
Очень тёплые отношения сложились у Вячеслава Михайловича с двоюродным братом чашничанином Михаилом Григорьевичем Королевым. Десятилетняя разница в возрасте не мешала им. У старшего был свой кодекс чести, который он настойчиво пропагандировал младшему. Михаил вспоминает, что во время учёбы в станкостроительном техникуме в Витебске Славе часто доставалось от старших. И синяки носил, и на заборе висел, но никогда не плакал и никому не жаловался. Выход из положения нашёл самостоятельно. Занялся классической борьбой, выполнил нормативы кандидата в мастера спорта — и обидчики словно испарились.
Один из главных жизненных принципов контр-адмирала с юных лет — всего в жизни добиваться самостоятельно. Он и училище выбрал подальше от дома, чтобы освободиться от опеки родственников. Младший брат не забыл, как приятно было встречать курсанта, а потом офицера, который прилетал в Чашники на самолёте, в белой летней форме с чемоданчиком в руках быстрым шагом от азродрома шёл к мосту через Уллу, в считанные минуты преодолевал его. Михаил с мальчишками старались не отстать.
“Слава учил меня всему, что умел сам, — вспоминает Михаил, — под его руководством я постигал премудрости плавания и технику косьбы. Как-то вместе с братом, прибывшим на побывку, поехал к бабушке. Надо было скосить поле ржи площадью соток 50. Слава, не раздумывая, взялся за дело. Мне в ту пору исполнилось лет тринадцать, я встал рядом с братом. Не чувствовал рук и ног, но дошёл до конца. Заслуженной наградой от бабушки стал щедро накрытый стол с бутылкой “Шампанского”. Необыкновенная гордость переполняла меня, когда я рядом со Славой шёл в кино смотреть только вышедший фильм Бондарчука “Война и мир”. Может, не всё интересно было мне, но я сидел и смотрел, ведь рядом — старший брат, который сказал, что посмотреть обязательно нужно. Необыкновенные простота, скромность и целеустремлённость Славы остались в моей памяти навсегда”.
Таким помнят на малой родине крупнейшего специалиста в области разоружения Вячеслава Михайловича Апанасенко. И только самые близкие знают, что ещё в 1988-м наш земляк был назначен экспертом Советского Союза по БРПЛ, участвовал в переговорах по ограничению стратегических наступательных вооружений. Лично разработал раздел договора об ограничении и сокращении СНВ в части количества боеголовок, обеспечил практическую отработку процедур проверки. Стал первым советским офицером, вступившим на борт американской подводной лодки с баллистическими ракетами типа “Огайо” и осмотревшим боеголовки БРПЛ “Трайдент-2”. В начале 90-х занимался организацией и формированием Центра обеспечения реализации Договоров о сокращении вооружений ВМФ. Достижения именно в этой области отмечены орденом “За военные заслуги”. С 1996-го по 1998-й — начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ. С 1998-го по 2000-й — начальник штаба вооружения ВМФ. В 2000-м году, окончив Гарвардские курсы высшего военного командования США и России, был отправлен главой российской миссии в Алжир. С выходом на пенсию активно занялся проблемами ветеранов. Председатель региональной общественной организации “Содружество ветеранов-подводников “Гаджиево” и заместитель председателя центрального совета общественной организации “Братство ракетчиков и артиллеристов ВМФ”.
На сколько человеческих жизней хватило бы того, что успел в своей контр-адмирал Вячеслав Михайлович Апанасенко?
Ирина ТОРБИНА.