“Это страшнее, чем в 41-м…”
Так оценивают события на родине жители Донецкой и Луганской областей, пережившие немецко-фашистскую оккупацию. Поток беженцев из этих районов в Россию и Беларусь в последние месяцы был весьма ощутимым. Прибывшие на Чашниччину украинцы очень надеются на перемены к лучшему в связи с минскими соглашениями.
…Андрею Завадка, приехавшему в наш райцентр летом, только в январе исполнилось 18. Родители и младшая сестра Катя пока в Луганской области, на станции Штеровка, что в 50-ти километрах от Дебальцево. О событиях на Луганщине юноша узнаёт, общаясь с родными по скайпу. Еще недавно от обстрелов Дебальцево дрожали окна в домах на станции, сейчас стало спокойнее. Несмотря на относительную удалённость от района боевых действий, война здесь давала о себе знать не только грохотом снарядов. Например, мама, Евгения Александровна, санитарка скорой помощи, восемь месяцев не получала зарплату, в таком же положении врачи и средний медперсонал. Несколько лучше финансовое обеспечение железнодорожников. На средства, которые выдают отцу, Андрею Павловичу, машинисту тепловоза, и существует семья. Спасают также домашние заготовки, сделанные в сезон. Необходимость переезда для всей семьи назрела давно, но всё не так просто. Во-первых, нужны средства, не говоря о том, как трудно расстаться со всем, что нажито, обустроено.
Андрея летом в Беларусь привёз отец, понимая, что самая большая опасность в охваченной пламенем войны Украине грозит юноше, достигшему призывного возраста. Выполнение воинской обязанности во всех поколениях у Завадка считалось священным долгом. Но брать в руки оружие, чтобы воевать с собственным народом?! Что об этом сказали бы деды, защищавшие в сороковые страну от фашизма?
Сегодня молодой человек живёт в нашем райцентре в семье двоюродного деда. События, свидетелем которых довелось быть в последние месяцы пребывания на родине, вспоминаются как страшный сон. Вместе с другими студентами Горловского автотранспортного техникума, находящегося прямо напротив районного отдела милиции, наблюдал картину трагических событий в апреле 2014-го. Накануне штурма незнакомый юноша попытался вывесить флаг ДНР над зданием силового учреждения, и был сброшен с козырька третьего этажа. Первая смерть, которую довелось видеть за время войны, оставила неизгладимый след и заставила серьёзно задуматься над тем, что несёт народу гражданская война.
Уже в первые дни летних студенческих каникул Андрей вновь из дома отправляется в Горловку с твёрдым намерением забрать документы из техникума и покинуть пределы Украины. Из 27 одногруппников только восемь сегодня в Горловке. Учебного заведения практически нет.
Украинец Андрей Завадка свои планы на будущее связывает с Беларусью. Оформляет вид на жительство. Удалось устроиться на работу, очень помог первый секретарь районной организации БРСМ Александр Залесский. В третьей школе райцентра, где 18-летний представитель Луганщины трудится в качестве оператора ЭВМ, его ценят и уважают. Осенью Андрей собирается продолжить учёбу в Гомельском железнодорожном колледже и с нетерпением ждёт встречи с родными.
Ирина ТОРБИНА.