Как пришла свобода
Старейшему педагогу Чашниччины Марии Никитичне Капусто из райценра в этом году исполнилось 85. Она из той когорты людей, которые прожили жизнь там, где и родились.
Их память – удивительная книга, включающая много страниц по истории родного края. Будущая учительница переживала оккупацию и встречала освободителей недалеко от Чашник, в деревне Пристои. Было в ту пору юной сельчанке всего 15, и она до сих пор помнит, как билось от счастья сердце, когда в поле колосящейся ржи люди заметили пилотки красноармейцев.
Только накануне вечером село покинули немцы. На вопрос крестьян, где фронт, они показывали то три, то пять пальцев. Но по звукам боевых орудий жители Пристой определили, что гораздо ближе, чем в трёх-пяти километровой зоне. Поэтому на ночь настрадавшиеся за время оккупации люди не решились остаться в деревне.
Утром с опаской возвращались в село. Царившая там тишина казалась подозрительной. И вдруг кто-то увидел, что колышется рожь в поле за домами. Вернувшиеся на какой-то момент замерли. И вдруг радостные возгласы: “Наши! Наши!”. Показались люди в пилотках красноармейцев. Все бросились к ним. Слёзы, объятья, крики, плач…Бойцы угощали сельчан сахаром, раздавали кусочки мыла, а потом ушли за речку. Это была наша разведка. Только они скрылись в кустах – деревенские услышали несколько выстрелов. Как выяснилось потом, разведчики нарвались на засаду…
На следующий день через Пристои в сторону Васьковщины шли и шли наши войска. Прямо на улице парней, достигших призывного возраста, и молодых мужчин оформляли в армию. С тревогой провожали новобранцев родные. Все понимали, что им придётся ещё нелегко.
Такими были первые дни свободы на Чашниччине…
Ирина ТОРБИНА.