Сертификаты на страже безопасности
Судебная практика свидетельствует о том, что погоня за длинным рублём, причем Центрального Банка Российской Федерации, всё чаще побуждает субъектов хозяйствования осуществлять экспортные поставки белорусской продукции в адрес российских контрагентов. Мотивы этой деятельности различны – от простого желания наживы в сложившейся ситуации на валютном рынке, до необходимости получения валюты от внешнеэкономической сделки в целях осуществления основной деятельности – импорт продукции на территорию Республики Беларусь. Причём, подогревающим катализатором выступает отсутствие границы и фактически единое таможенное пространство с Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Однако новоявленные продуктовые челноки забывают об экономической и экологической безопасности стран участниц Таможенного Союза.
Вместе с тем, согласно подпункту 4.1 главы IV Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 317 (принято в г.Санкт-Петербурге 18.06.2010) подконтрольные товары при их перемещении (перевозке) в пределах таможенного союза с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в течение всего времени перемещения (перевозки) должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов Сторон.
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза № 317 в частности включены – мясо крупного рогатого скота, свинина свежая, колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов, живая рыба, а также рыба свежая или охлажденная, сырое молоко, молоко и сливки сгущенные или с добавлением сахара, сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты, сыры и творог, яйца птиц, мёд натуральный, рожь, пшеница, овес, ячмень.
Кроме того, согласно разделу III Единых ветеринарных требований, предъявляемых к товарам, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза № 317 перемещение подконтрольных товаров с территории одной Стороны на территорию другой Стороны, разрешается организациям и лицам, осуществляющим производство, переработку либо хранение подконтрольных товаров, включенным в соответствующий Реестр.
Таким образом, для перемещения подконтрольных товаров субъект хозяйствования должен быть включен в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, а также обладать, помимо необходимых товаросопроводительных документов, еще и ветеринарными сертификатами, выданными государственной ветеринарной службой.
В соответствии с пунктом 2.17 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8, если актами законодательства предусмотрена необходимость оформления на транспортируемый товар сопроводительных документов в виде сертификатов соответствия, ветеринарных, фитосанитарных сертификатов или сертификатов происхождения товара, перевозчик должен обладать этими документами и сопровождать ими транспортируемый товар.
Таким образом, транспортировка из Республики Беларусь в Российскую Федерацию (как и в обратном направлении) подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю без наличия ветеринарного сертификата, влечет за собой административную ответственность по части 4 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, посягающего на охраняемые законом общественные отношения в сфере оборота товаров (работ, услуг), может быть выражена в приобретении, хранении, использовании в производстве, транспортировке товаров, в их реализации в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).
Согласно части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь – влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
Следует также отметить, что по определенному перечню товаров требуется фитосанитарный сертификат.
Так, согласно пункту 3 статьи 4 “Соглашения таможенного союза о карантине растений” (заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (далее Соглашение) каждая партия подкарантинной продукции, отнесенная в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, перевозимая с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом Стороны – отправителя.
Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010г. №318 “Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе”, которое вступило в силу с 1 июля 2010 года, утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза (далее Положение).
Пунктом 3.2. Положения предусмотрено, что соответствие партий подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска фитосанитарным требованиям государства места назначения подтверждается фитосанитарным сертификатом, выдаваемым уполномоченным органом государства места отправления и действующим в течение 30 календарных дней с момента его выдачи. Уполномоченные органы государств-членов таможенного союза взаимно признают выдаваемые ими фитосанитарные сертификаты.
Согласно Перечню подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза, утвержденному решением Комиссии от 18.06.2010г. № 318 к подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) в частности относятся: огурцы и корнишоны, томаты, лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, салат-латук и цикорий, сельдерей корневой, редис, цитрусовые плоды, яблоки, дыни, виноград, вишня, абрикосы, персики, сливы, черешня, картофель свежий, капуста кочанная, капуста цветная, капуста листовая, морковь, репа, свекла столовая, пряности (кроме расфасованных в потребительскую упаковку).
Отсутствие фитосанитарного сертификата к транспортируемой подкарантийной продукции при международной транспортировке также влечет административную ответственность по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
При этом, хозяйственный суд обращает внимание субъектов хозяйствования на то, что санкция указанной статьи содержит дополнительное наказание в виде конфискации вышеуказанных товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Антон Закревский, судья хозяйственного суда Витебской области